Гениальная идея или полный абсурд: а вы знаете, зачем БелАЗ приделал к самосвалу рога?
Несмотря на эту явную сложность, белорусский производитель самосвалов уже много десятилетий не оставляет попытки запитать грузовики от электричества. Взгляните, например, на троллейвоз БелАЗ-Э524 1960-х годов с пантографом от электровоза.
В сентябре 2022 года белорусские инженеры сделали новую попытку, показав миру электрический БелАЗ-7530Е. Сделан он на базе серийного самосвала модели 7530 грузоподъемностью 220 тн, с дизелем мощностью 2330 л. с.
И, похоже, на этот раз идея «принялась», потому что несколько российских горнодобывающих компаний проявили к ней интерес. Например, владельцы Солнцевского угольного разреза задумали для эксперимента растянуть контактную сеть длиной 1,5 км и закупить 5-6 троллейвозов.
Все дело в топливе
Дизельный карьерник расходует 200-250 л дизтоплива в час. Как подсчитали на БелАЗе, можно сэкономить около 80% этого топлива. Более того, на испытаниях груженый БелАЗ-7530Е преодолевал крутые подъемы в два раза быстрее, чем его дизельный аналог. Причем, если ДВС на части пути выключать, его ресурс значительно вырастет.
Идея соблазнительна еще и потому, что все модели БелАЗ грузоподъемностью от 90 тн и выше имеют электрический привод ведущих колес, дизели в них работают только как генераторы. С технической точки зрения, перевести их на питание от контактной сети очень просто – нужно только добавить пантограф – те самые «рога», – несложную силовую электрику и доработать программное обеспечение.
Как должен работать карьерный троллейвоз
Не вся работа самосвалов происходит в карьере. Загрузив кузов, они везут горную породу на перерабатывающий комбинат, иногда за много километров. Эту-то дорогу и можно электрифицировать. Спустившись в карьер, машины будут работать от дизеля, а на дороге подключаться к контактной сети.
Если растянуть в карьере контактную сеть, она будет мешать работать и экскаватору, и самому самосвалу.