Почему трактора в СССР красили в синий цвет?
Сельхозтехника бывает разного цвета, но можно заметить, что старые советские трактора чаще всего попадаются светло-синие или голубые.
Камчатка, история хозяйственного освоения
В Советском Союзе трактора производились на нескольких заводах, а суммарный годовой выпуск превышал полмиллиона единиц.
Глядя на старые фотографии, можно отметить, что цвет техники выбирался не случайно. Зерноуборочные комбайны, например, поголовно красные. Большие трактора «Кировец» жёлтые, гусеничные ДТ — красные, а «классические» трактора с большими задними колёсами - синие. В последний цвет красили минские трактора МТЗ-50 и МТЗ-80, те самые «Белорусы», липецкие Т-40 и другие.
Norbert Schnitzler, Flickr. CC2.0
Любопытно, что существовало ещё и такое правило: на экспорт трактора красили в красный и белый цвет, для родного села в синий.
А ещё можно вспомнить, что и кабины грузовиков ГАЗ-53 и ЗиЛ-130, появившихся в 1960-х, были синими с белой облицовкой радиатора.
Откуда пошла мода на синий, так и осталось загадкой
На просторах можно встретить несколько версий:
- Наиболее реалистичная состоит в том, что этот цвет нравился генеральному секретарю КПСС Никите Хрущёву. Возможно, глава партии сам дал устное указание выбрать такой цвет, чтобы подчеркнуть окончательный переход СССР на мирные рельсы.
- Известно, что сочетание голубого и белого для ЗиЛ-130 было выбрано дизайнером машины Эриком Сабо. Не исключено, что с его подачи и другие заводы выбрали этот цвет.
- Единые правила делали удобнее работу заводов по производству краски. Если все тракторные предприятия покупают одинаковый цвет, себестоимость производства краски становится ниже. А если трактор надо перекрасить, не приходится долго подбирать колер.
- Самая экзотическая версия связана с сельскими суевериями. Якобы небесно-голубой цвет трактора притягивает хорошую погоду.
Какая версия вам кажется более реалистичной?