Наследие Генриха Ланца: почему немецкие фермеры называют трактора бульдогами
В отличие от стран Антанты, у Германии нет собственных нефтеразработок. Бензина не хватало и он был очень дорогим. Решение проблемы нашел некто Генрих Ланц, организовавший производство тракторов с так называемым нефтяным двигателем.
У этого мотора несколько названий: нефтяной двигатель, калильный или керосиновый. Из всех двигателей внутреннего сгорания он отличается самой простой конструкцией. Всего один цилиндр колоссального объема – на тракторах Ланца чаще всего он составлял 4,8 или 10,3 л не имел даже впускных клапанов. Нет ни карбюратора, ни клапанов, ни газораспределительного механизма, ни системы смазки. Охлаждение – термосифонное, тоже самое примитивное.
Как работает нефтяной двигатель
Рядом с цилиндром стоит калильная камера, разогретая до температуры более 300°C. Топливо подается в камеру, заполненную выхлопными газами, и испаряется от сильной жары, но не взрывается по причине нехватки кислорода. Когда поршень двигателя совершает обратный ход, из цилиндра в камеру выплевывается порция свежего воздуха, топливо наконец воспламеняется и расширившиеся газы устремляются в цилиндр, толкая поршень вниз.
Самое поразительное, что коленчатый вал этого двигателя может крутиться в обе стороны: достаточно в верхней точке остановить его вращение, и со следующим циклом он завертится назад.
У нефтяного двигателя много недостатков
Дымит он как паровоз – это к вопросу о толстой выхлопной трубе, – и он потрясающе неэкономичен, а низкооборотный двигатель трясется как в лихорадке. Чтобы хоть как-то компенсировать вибрации, его оснащают огромными маховиками.
Но для фермеров все недостатки перевешивало уникальное достоинство – потрясающая всеядность. Нефтяной двигатель может потреблять все, что течет и горит, от сырой нефти до растительного масла. А кроме того, он очень прост по конструкции, что делает его дешевым и очень простым в ремонте.
Генрих Ланц выпускал несколько моделей тракторов под общим названием Lanz Bulldog. Вскоре копии или схожие модели появились у производителей тракторов в Испании, Аргентине, Польше, Австралии и Советском Союзе.
Их производство продолжалось вплоть до 1960-х годов, когда проблемы с дефицитом бензина, наконец, были полностью разрешены. Сейчас они стали одними из самых экзотических и необычных экспонатов на сельских ярмарках по всему миру, а у немецких фермеров так и осталась привычка звать трактора бульдогами.
В 1920-х годах дефицит бензина был серьезной проблемой для фермеров Германии, побежденной в Первой мировой войне.