Советский BMW: как «Москвич-412» получил такое необычное прозвище
Ведущий историю ещё от Opel Kadett 1938 г., мотор исчерпал возможности модернизации, безнадежно устарел и не тянул новый тяжелый «Москвич». Поэтому на заводе стали готовить новый двигатель, взяв за прототип новейший немецкий мотор BMW M10. Решено было не копировать, а только перенять основные технические решения.
- Алюминиевый блок цилиндров, полусферические камеры сгорания, верхнее расположение распредвала и цепной привод дали отличную, даже по мировым меркам, энерговооружённость.
- Шумность понизилась благодаря полноопорному коленвалу.
- Двигатель установили с наклоном для компактности и понижения центра тяжести.
- Инновацией стали и сменные гильзы цилиндров. Поэтому движок «Москвича-412» не нужно растачивать при капитальном ремонте, достаточно поменять гильзы.
- 412-й первым в СССР получил быстросменный воздушный фильтр.
Детские болезни нового двигателя АЗЛК вычищал на кольцевых гонках, установив его на болид «Москвич-Г4 М».
Спортивный характер
За что покупатели ценят BMW? За сочетание скорости, отличной управляемости и в то же время прочности и надежности. «Москвич-412» заработал ту же репутацию. Появившись в 1967 г., он стал самым быстрым серийным автомобилем в СССР и оставался им еще 5 лет до появления ВАЗ-2103.
В 1968 г. четверка «Москвичей» участвовала в труднейшем ралли Лондон-Сидней. Из двенадцати команд лишь четыре дошли до финиша, не потеряв ни одной машины — в том числе советская. После этого успеха продажи нашей машины за рубежом взлетели.
Совет для Тольятти
Когда строился Волжский автозавод, конструкторов «Москвича» пригласили оценить будущие «Жигули». Осмотрев модель Fiat-124, которая должна была превратиться в ВАЗ-2101, москвичи убедили переработать двигатель с нижнего распредвала на верхнее, более современное. Так что и в моторах «Жигулей» есть крупица баварского духа, не находите?
В 1964 г. московский АЗЛК выпустил модель 408 – совершенно новую, если не считать двигателя.