Jaguar F-Type Coupe: самая красивая машина

«Только простые формы могут быть красивыми. А простота – это всегда непросто», – так говорит Ян Каллум, директор по дизайну компании Jaguar, почтительно проводя рукой вдоль линии крыши нового Jaguar F-Type Coupe.
Jaguar F-Type Coupe: самая красивая машина

Мистер Каллум — человек бесконечного обаяния и редкого чувства юмора. Он не читает газет и не следит за новостями. Он принципиально интересуется лишь одним — созданием красивых автомобилей, которые заставляют людей улыбаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За принципы Каллума приходится отдуваться инженерам. Новый F-Type Coupe практически полностью повторяет облик концепта C-X16, который дизайнер создавал без оглядки на требования по безопасности, жесткости кузова и объему полезного пространства в интерьере (по крайней мере, так любит говорить он сам, лукаво улыбаясь). Чтобы воплотить его художественный замысел в серийном автомобиле, мастерам кузовного дела пришлось совершить настоящий технологический прорыв.

Взгляните на тонкие стойки лобового стекла, плавно переходящие в свод крыши, в свою очередь перетекающий в массивное заднее крыло. Все это — единая деталь, огромная по меркам алюминиевого производства. Любой технологический стык разорвал бы непрерывное течение линии, нарушив заветную простоту формы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тормоза придумали гонщики
Тормоза придумали гонщики

Резкий изгиб между плоскостью крыла и задней стойкой подчеркивает вторую ключевую линию образа F-Type, идущую вдоль длинного капота до заднего спойлера (ягуаровцы называют ее «линией сердца»). Алюминий не самый пластичный металл. При сгибании с небольшим радиусом кривизны он так и норовит разогнуться и принять первоначальную форму. Чтобы закрепить «линию сердца», приходится сгибать и разгибать деталь несколько раз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым автомобилем, созданным на основе концепта C-X16, стал кабриолет F-Type Convertible, а это значит, что кузов спорткара изначально создавался очень жестким. В основе конструкции — крупные лонжероны прямоугольного сечения, изготовленные методом экструзии. Но купе просто обязано быть еще жестче. Ведь это самый быстрый автомобиль в истории марки: на Северной петле Нюрбургринга он с большим отрывом опередил среднемоторный суперкар Jaguar XJ220. «Вот что бывает, когда ставишь двигатель не туда», — шутит Ян Каллум.

Крыша должна не только увеличивать общую жесткость кузова, но и защищать седоков в случае переворота. В то же время ее силовая структура не может быть слишком объемной — по замыслу дизайнера, крыша у F-Type настолько низкая, что если бы у нее был толстый каркас, то в салоне просто не осталось бы места для людей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решить непростую задачу удалось, вставив внутрь стоек усилители из труб переменного сечения. Эта сложнейшая деталь изготавливается по технологии гидроморфинга, как рамы для дорогих велосипедов. Обычная круглая труба помещается в шаблон, внутренняя форма которого соответствует очертаниям будущей детали. Она заполняется горячим маслом под высоким давлением. Размягчаясь под действием высокой температуры, металл прижимается к стенкам шаблона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Результат фактически представляет собой трубу с программируемой жесткостью. И автомобиль обязан ей как относительным простором в салоне, так и по-кошачьи быстрыми реакциями на поворот руля. Ведь F-Type Coupe — не только самый быстрый, но и самый жесткий автомобиль в истории марки: жесткость кузова на скручивание составляет рекордные 33 000 ньютон-метров на градус.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Праздник непослушания

На презентации в Каталонии нам предложили испытать две модели F-Type Coupe. 380-сильный F-Type S — быстрый и комфортабельный. Удивительно, но в этом спортивном автомобиле, который разгоняется до «сотни» за 4,9 с, оснащается дифференциалом повышенного трения (в базе) и карбоно-керамическими тормозами (опционально) для заездов на гоночных треках, можно с легкостью провести десяток часов кряду, неспешно дефилируя по хайвею. Пока не включишь режим Dynamic, в салоне правит бал расслабляющая тишина и умиротворяющий строгий дизайн.

Однако характер F-Type S показался мне слишком мягким. Меня не покидало ощущение, что мотор реагирует на мои команды с некоторым запаздыванием, как будто оставляет мне шанс передумать. Едва ли такие настройки связаны с экологическими требованиями — скорее, с желанием сделать спорткар дружелюбным к водителям разного уровня подготовки. Я с нетерпением ждал встречи с F-Type R.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

550 л.с. — это просто цифра, не говорящая ни о чем. Для американского мускул-кара это возможность прострелить на четверть мили, дождавшись разрешения неторопливого автомата. Для японского дрифт-снаряда — шанс эффектно спалить покрышки меньше чем за минуту. 550 сил в Jaguar F-Type Coupe — это пьянящее чувство контроля над тончайшими нюансами ускорения и развесовки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пятилитровый V8 с механическим нагнетателем реагирует на малейшее движение пальцев ног столь молниеносно, что, несмотря на вагон тяги, ошибиться с ее дозировкой практически невозможно. Можно за мгновение улететь «в точку» хоть с 200 км/ч, а можно загрузить или разгрузить нос, буквально не меняя скорости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пружины увеличенной жесткости делают версию R еще более острой в управлении, но при этом автомобиль все равно остается комфортным, благодаря широкому диапазону жесткостей адаптивных амортизаторов.

Но самое интересное в F-Type R — это активный дифференциал, передающий максимум тяги на внешние колеса в поворотах. Управляемый занос — это слишком банальные ощущения по сравнению с невероятными перегрузками, которые купе развивает в крутых поворотах. Набравшись смелости, можно лететь по горному серпантину, редко сбавляя скорость ниже 100 км/ч. В эту цепкость трудно и страшно поверить. Кажется, если покататься так неделю, накачаешь шею, как у Шварценеггера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инженеры Jaguar, похоже, решили полностью искоренить такую неприятность, как недостаточная поворачиваемость, даже в случае явной ошибки пилота. Нам предложили эксперимент: на искусственно увлажняемой картинговой трассе разогнаться до явно избыточной скорости и, сняв ноги с педалей, резким движением руля попытаться войти в поворот. Пытаться спровоцировать занос тягой, чтобы заправить авто в вираж, или восстанавливать сцепление колес с дорогой рулем запрещено.

Мой водительский опыт говорит о том, что в такой ситуации автомобиль должен проехать прямо, беспомощно скользя по водяной пленке повернутыми колесами. Ан нет, «Ягуар» поворачивает несмотря ни на что: в дело вступает система перераспределения крутящего момента с помощью притормаживания внутренних колес.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот механизм и система стабилизации настроены так точно и деликатно, что водитель может даже не заметить их присутствия. Машина никогда не скажет водителю, что он ошибся.

Поставленный голос

В Jaguar хорошо знают: автомобиль — это не цифры, а ощущения. Процентов тридцать, не меньше, адреналина, затапливающего мозг водителя, протекает через выхлопную систему. Сказать, что F-Type громогласен, — значит не сказать ничего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При включении динамического режима (или просто нажатия специальной клавиши на центральной консоли) в выпускной системе открывается клапан, направляющий выхлопные газы в прямоточную секцию в обход основного глушителя. Держу пари, настройке этого голоса «музыканты» из Jaguar посвятили не один месяц. Стоит лишь коснуться педали газа на перекрестке — и рядом с машиной тут же возникнут несколько зевак, снимающих вас на телефоны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И в отличие от некоторых недобросовестных производителей спорткаров, Jaguar не подмешивает синтезированный рык мотора в сигнал аудиосистемы. Этот звук — такой же подлинный, как алюминий и кожа в салоне.

Ретрограды нередко жалуются, что обилие электронных помощников в современных спорткарах заставляет по-настоящему умелых водителей скучать. Нет, мол, ничего лучше, чем борьба с честным механическим зверем «в пределе». Я бы предложил такому консерватору попробовать нащупать «предел» Jaguar F-Type R Coupe. И если у него хватит реакции, чтобы угнаться за скоростью «Ягуара», если у него хватит смелости увидеть истинную грань возможностей F-Type, — я первый сниму перед ним шляпу.