Jaguar F-Type Coupe: самая красивая машина
Мистер Каллум — человек бесконечного обаяния и редкого чувства юмора. Он не читает газет и не следит за новостями. Он принципиально интересуется лишь одним — созданием красивых автомобилей, которые заставляют людей улыбаться.
За принципы Каллума приходится отдуваться инженерам. Новый F-Type Coupe практически полностью повторяет облик концепта C-X16, который дизайнер создавал без оглядки на требования по безопасности, жесткости кузова и объему полезного пространства в интерьере (по крайней мере, так любит говорить он сам, лукаво улыбаясь). Чтобы воплотить его художественный замысел в серийном автомобиле, мастерам кузовного дела пришлось совершить настоящий технологический прорыв.
Взгляните на тонкие стойки лобового стекла, плавно переходящие в свод крыши, в свою очередь перетекающий в массивное заднее крыло. Все это — единая деталь, огромная по меркам алюминиевого производства. Любой технологический стык разорвал бы непрерывное течение линии, нарушив заветную простоту формы.
Резкий изгиб между плоскостью крыла и задней стойкой подчеркивает вторую ключевую линию образа F-Type, идущую вдоль длинного капота до заднего спойлера (ягуаровцы называют ее «линией сердца»). Алюминий не самый пластичный металл. При сгибании с небольшим радиусом кривизны он так и норовит разогнуться и принять первоначальную форму. Чтобы закрепить «линию сердца», приходится сгибать и разгибать деталь несколько раз.
Первым автомобилем, созданным на основе концепта C-X16, стал кабриолет F-Type Convertible, а это значит, что кузов спорткара изначально создавался очень жестким. В основе конструкции — крупные лонжероны прямоугольного сечения, изготовленные методом экструзии. Но купе просто обязано быть еще жестче. Ведь это самый быстрый автомобиль в истории марки: на Северной петле Нюрбургринга он с большим отрывом опередил среднемоторный суперкар Jaguar XJ220. «Вот что бывает, когда ставишь двигатель не туда», — шутит Ян Каллум.
Крыша должна не только увеличивать общую жесткость кузова, но и защищать седоков в случае переворота. В то же время ее силовая структура не может быть слишком объемной — по замыслу дизайнера, крыша у F-Type настолько низкая, что если бы у нее был толстый каркас, то в салоне просто не осталось бы места для людей.
Решить непростую задачу удалось, вставив внутрь стоек усилители из труб переменного сечения. Эта сложнейшая деталь изготавливается по технологии гидроморфинга, как рамы для дорогих велосипедов. Обычная круглая труба помещается в шаблон, внутренняя форма которого соответствует очертаниям будущей детали. Она заполняется горячим маслом под высоким давлением. Размягчаясь под действием высокой температуры, металл прижимается к стенкам шаблона.
Результат фактически представляет собой трубу с программируемой жесткостью. И автомобиль обязан ей как относительным простором в салоне, так и по-кошачьи быстрыми реакциями на поворот руля. Ведь F-Type Coupe — не только самый быстрый, но и самый жесткий автомобиль в истории марки: жесткость кузова на скручивание составляет рекордные 33 000 ньютон-метров на градус.
Праздник непослушания
На презентации в Каталонии нам предложили испытать две модели F-Type Coupe. 380-сильный F-Type S — быстрый и комфортабельный. Удивительно, но в этом спортивном автомобиле, который разгоняется до «сотни» за 4,9 с, оснащается дифференциалом повышенного трения (в базе) и карбоно-керамическими тормозами (опционально) для заездов на гоночных треках, можно с легкостью провести десяток часов кряду, неспешно дефилируя по хайвею. Пока не включишь режим Dynamic, в салоне правит бал расслабляющая тишина и умиротворяющий строгий дизайн.
Однако характер F-Type S показался мне слишком мягким. Меня не покидало ощущение, что мотор реагирует на мои команды с некоторым запаздыванием, как будто оставляет мне шанс передумать. Едва ли такие настройки связаны с экологическими требованиями — скорее, с желанием сделать спорткар дружелюбным к водителям разного уровня подготовки. Я с нетерпением ждал встречи с F-Type R.
550 л.с. — это просто цифра, не говорящая ни о чем. Для американского мускул-кара это возможность прострелить на четверть мили, дождавшись разрешения неторопливого автомата. Для японского дрифт-снаряда — шанс эффектно спалить покрышки меньше чем за минуту. 550 сил в Jaguar F-Type Coupe — это пьянящее чувство контроля над тончайшими нюансами ускорения и развесовки.
Пятилитровый V8 с механическим нагнетателем реагирует на малейшее движение пальцев ног столь молниеносно, что, несмотря на вагон тяги, ошибиться с ее дозировкой практически невозможно. Можно за мгновение улететь «в точку» хоть с 200 км/ч, а можно загрузить или разгрузить нос, буквально не меняя скорости.
Пружины увеличенной жесткости делают версию R еще более острой в управлении, но при этом автомобиль все равно остается комфортным, благодаря широкому диапазону жесткостей адаптивных амортизаторов.
Но самое интересное в F-Type R — это активный дифференциал, передающий максимум тяги на внешние колеса в поворотах. Управляемый занос — это слишком банальные ощущения по сравнению с невероятными перегрузками, которые купе развивает в крутых поворотах. Набравшись смелости, можно лететь по горному серпантину, редко сбавляя скорость ниже 100 км/ч. В эту цепкость трудно и страшно поверить. Кажется, если покататься так неделю, накачаешь шею, как у Шварценеггера.
Инженеры Jaguar, похоже, решили полностью искоренить такую неприятность, как недостаточная поворачиваемость, даже в случае явной ошибки пилота. Нам предложили эксперимент: на искусственно увлажняемой картинговой трассе разогнаться до явно избыточной скорости и, сняв ноги с педалей, резким движением руля попытаться войти в поворот. Пытаться спровоцировать занос тягой, чтобы заправить авто в вираж, или восстанавливать сцепление колес с дорогой рулем запрещено.
Мой водительский опыт говорит о том, что в такой ситуации автомобиль должен проехать прямо, беспомощно скользя по водяной пленке повернутыми колесами. Ан нет, «Ягуар» поворачивает несмотря ни на что: в дело вступает система перераспределения крутящего момента с помощью притормаживания внутренних колес.
Этот механизм и система стабилизации настроены так точно и деликатно, что водитель может даже не заметить их присутствия. Машина никогда не скажет водителю, что он ошибся.
Поставленный голос
В Jaguar хорошо знают: автомобиль — это не цифры, а ощущения. Процентов тридцать, не меньше, адреналина, затапливающего мозг водителя, протекает через выхлопную систему. Сказать, что F-Type громогласен, — значит не сказать ничего.
При включении динамического режима (или просто нажатия специальной клавиши на центральной консоли) в выпускной системе открывается клапан, направляющий выхлопные газы в прямоточную секцию в обход основного глушителя. Держу пари, настройке этого голоса «музыканты» из Jaguar посвятили не один месяц. Стоит лишь коснуться педали газа на перекрестке — и рядом с машиной тут же возникнут несколько зевак, снимающих вас на телефоны.
И в отличие от некоторых недобросовестных производителей спорткаров, Jaguar не подмешивает синтезированный рык мотора в сигнал аудиосистемы. Этот звук — такой же подлинный, как алюминий и кожа в салоне.
Ретрограды нередко жалуются, что обилие электронных помощников в современных спорткарах заставляет по-настоящему умелых водителей скучать. Нет, мол, ничего лучше, чем борьба с честным механическим зверем «в пределе». Я бы предложил такому консерватору попробовать нащупать «предел» Jaguar F-Type R Coupe. И если у него хватит реакции, чтобы угнаться за скоростью «Ягуара», если у него хватит смелости увидеть истинную грань возможностей F-Type, — я первый сниму перед ним шляпу.