Асимметричный мотор и два бензобака: 5 интересных и смешных особенностей мотоцикла «Тула»
Выпускаться этот мотоцикл, по заводской классификации обозначенный ТМЗ-5.951, начал гораздо позже других известных советских двухколёсников, став первым мотоциклом-вездеходом в Союзе, предназначенным для охотников, сельчан и туристов.
Конструкторы Тульского машзавода, где он был разработан, специализировались на мотороллерах, а опыта работы с мотоциклами у них не было. С другой, их преимуществом был незамыленный взгляд на эту технику, поэтому и получилась столь необычная конструкция с угловатыми крыльями, короткой изогнутой выхлопной трубой, принудительным воздушным охлаждением двигателя и толстыми штампованными колёсами. Вот что в «Туле-200» удивляет больше всего.
Широкие шины
На бездорожье это повышает проходимость, но поворачивать на мокром шоссе нужно осторожно, потому что сцепление с дорогой плохое.
Электростартер
«Тула» стала первым массовым мотоциклом с электрозапуском, но мотоциклетных аккумуляторов достаточной мощности в Союзе не нашлось. Конструкторы поступили просто: поставили два.
Асимметричный мотор
Из-за этой особенности центр тяжести мотоцикла был смещён вбок относительно диаметральной плоскости, что тоже затрудняло управление. Из-за этого недостатка «Тулу» не удалось сертифицировать для экспорта в Европу, когда Тульский машзавод задумался о поисках новых рынков для оригинального мотоцикла.
Два бензобака
На «Тулах» ранних серий рама разделяла бензобак на две несоединённых половины. Из-за многочисленных жалоб пользователей конструкторы впоследствии нашли возможность исправить этот недостаток.
Грузовой модуль
Пожалуй, самая удивительная фишка: заднюю подвеску «Тулы» можно было быстро демонтировать и поставить модуль с двумя колёсами, превратив мотоцикл в грузовой трицикл.
Я отлично помню то удивление, которое испытал, когда в пионерском возрасте впервые увидел «Тулу».