Асимметричный мотор и два бензобака: 5 интересных и смешных особенностей мотоцикла «Тула»

На фоне прочих советских мотоциклов он выглядит так, будто сделан для съёмок фантастического фильма.
Асимметричный мотор и два бензобака: 5 интересных и смешных особенностей мотоцикла «Тула»
В общественном достоянии

Я отлично помню то удивление, которое испытал, когда в пионерском возрасте впервые увидел «Тулу».

Выпускаться этот мотоцикл, по заводской классификации обозначенный ТМЗ-5.951, начал гораздо позже других известных советских двухколёсников, став первым мотоциклом-вездеходом в Союзе, предназначенным для охотников, сельчан и туристов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструкторы Тульского машзавода, где он был разработан, специализировались на мотороллерах, а опыта работы с мотоциклами у них не было. С другой, их преимуществом был незамыленный взгляд на эту технику, поэтому и получилась столь необычная конструкция с угловатыми крыльями, короткой изогнутой выхлопной трубой, принудительным воздушным охлаждением двигателя и толстыми штампованными колёсами. Вот что в «Туле-200» удивляет больше всего.

Широкие шины

На бездорожье это повышает проходимость, но поворачивать на мокром шоссе нужно осторожно, потому что сцепление с дорогой плохое.

Электростартер

«Тула» стала первым массовым мотоциклом с электрозапуском, но мотоциклетных аккумуляторов достаточной мощности в Союзе не нашлось. Конструкторы поступили просто: поставили два.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Асимметричный мотор

Из-за этой особенности центр тяжести мотоцикла был смещён вбок относительно диаметральной плоскости, что тоже затрудняло управление. Из-за этого недостатка «Тулу» не удалось сертифицировать для экспорта в Европу, когда Тульский машзавод задумался о поисках новых рынков для оригинального мотоцикла.

Отреставрированная Тула ТМЗ 5.951.
Отреставрированная Тула ТМЗ 5.951.
Nikalas Ok, Wikipedia. CC3.0

Два бензобака

На «Тулах» ранних серий рама разделяла бензобак на две несоединённых половины. Из-за многочисленных жалоб пользователей конструкторы впоследствии нашли возможность исправить этот недостаток.

Грузовой модуль

Пожалуй, самая удивительная фишка: заднюю подвеску «Тулы» можно было быстро демонтировать и поставить модуль с двумя колёсами, превратив мотоцикл в грузовой трицикл.