Чешская сенсация: 5 интересных фактов о знаменитых мотоциклах «Ява»
«Википедия» утверждает, что этим человеком был Франтишек Яничек, основавший марку Jawa в конце 1920-х. Начиная с 1938 года, на мотошоу всем желающим предлагали прокатиться на модели «Ява 175». Публике явно понравилось, и мотоцикл стал большим коммерческим успехом.
В годы Второй мировой войны Чехия была оккупирована немецкими войсками. Военная администрация упразднила фирму и перевела завод на ремонт немецких мотоциклов. Заниматься своими разработками чехам запретили. Надо отдать должное их смелости: втайне от нацистов инженеры продолжали готовить новую технику, веря, что оккупация не продлится вечно.
Награда за подвиг пришла в 1946 году: на выставке в Париже новая модель компании «Ява 250» стала сенсацией. За плавность хода мотоцикл получил название «Перак» («пружинящий» — чеш.).
Уже в советской Чехословакии, несмотря на ограничения командной экономики, инженеры фирмы не перестали удивлять новинками. В начале 1960-х на «Яве» изобрели автоматическое сцепление. На него был получен мировой патент и чехи даже поймали «Хонду» на интеллектуальном воровстве. Был суд и японская фирма с тех пор платила лицензионный сбор за каждый мотоцикл с автоматическим сцеплением.
Другой новинкой стала система автоматического смешивания топлива и моторного масла в правильной пропорции. Узнав об этом, советские владельцы «Яв» удивились бы, потому что они об этом и не слышали: эта версия поставлялась только на рынки западных стран, включая США.
Жива ли сейчас «Ява»?
Марка «Шкода» сейчас процветает и в России до последнего времени была популярна, а вот чешские «Татры» не пережили девяностые годы. А что случилось с «Явой»?
Компания выжила и смогла найти себя в капиталистическом мире, выпуская собственные же старые модели, сейчас перешедшие в разряд мотоклассики. Но у россиян она больше не вызывает прежнего интереса и восторга.