История о важности дискуссии: как смельчак-автоконструктор переспорил Сталина и спас дизель
Время было соответствующее: во всех развитых странах машины, работающие на солярке, быстро набирали популярность. Над будущим тяжёлым грузовиком Я-14 работала группа конструкторов Национального автотракторного института (НАТИ) и Ярославского государственного автомобильного завода № 3 (ЯГАЗ), взяв за основу американскую модель GMC-813.
Как и многие проекты советских конструкторов, реализовать проект Я-14 не удалось, помешала Великая Отечественная война. Лишь в 1943 году работы продолжили. 19 июня 1945 года, всего через 40 дней после подписания мира с Германией, опытный образец привезли в Кремль показать руководству страны.
Поскольку прототип прошёл все заводские испытания, конструкторы были уверены, что дизельный первенец получился удачным. Шофёры хвалили его за динамичность, лёгкую управляемость и плавность хода.
В Кремле вышел казус
Вся работа чуть не пошла насмарку, когда Сталин вдруг засомневался, что Ярославский автозавод сможет освоить незнакомый тип двигателя, и предложил заменить его на знакомый бензиновый агрегат ЗиС.
Ситуацию спас главный конструктор Г. М. Кокин. История не сохранила, что именно он ответил генсеку, спорить с которым многие боялись. Как бы то ни было, он смог переубедить главу страны и тот дал добро.
Стоил ли вопрос риска?
Судите сами. ОП-200 пошёл в серию, превратившись в один из лучших советских большегрузов ЯАЗ-200. С дизелем машина потребляла 205 грамм топлива в пересчёте на лошадиную силу в час. Её бензиновый предшественник ЯАЗ потреблял 295 г, почти в 1,5 раза больше.
Кстати, с 1952 года производство ЯАЗ-200 перевели на только что построенный Минский автозавод, где он превратился в МАЗ-200, а Ярославский завод полностью перевели на производство дизельных двигателей.