Опередившие время: эта пара советских грузовиков удивляет своим дизайном
Вместе они представляют собой второе поколение среднетоннажных советских грузовиков. Созданные сразу после войны ГАЗ-51 и ЗиС-150 давно пора было отправить на пенсию, их конструкция исчерпала себя и любые попытки ее обновить давали мало пользы. Так родились трехтонник ГАЗ-53, знаменитый «газон», и пятитонный ЗиЛ-130.
Взгляните на них: что интересного вы заметите?
А теперь второе поколение.
Почему ЗиЛ голубой?
Во-первых, такое впечатление, что оба грузовика второго поколения выполнены в одном стиле и словно бы дополняют друг друга. У вас правильное впечатление: дело в том, что на рубеже 1950-х и 1960-х между дизайнерами ЗиЛа и ГАЗа шло активное соревнование и одновременно сотрудничество. С одной стороны, они обменивались проектами, с другой, стремились переплюнуть друг друга.
В то же время ГАЗ выглядит будто попроще. Возможно, причина в том, что он появился чуть раньше и у дизайнера ЗиЛа, гениального художника Эрика Сабо, появился ориентир, который ему хотелось переплюнуть.
Второе отличие от первого поколения — панорамные стекла обоих грузовиков. В начале 1960-х это была новинка, которая сразу повысила статус грузовых шоферов до уровня гордых владельцев новых «Волг» и «Москвичей».
Форма капота у ГАЗ-53 и ЗиЛ-130 тоже похожа неслучайно. Широкие прямоугольные крылья сделаны для практичности: на них водитель может разложить инструменты, копаясь в моторе.
Еще одна интересная фишка — штампованная решетка радиатора сложной формы. Она смотрелась современнее, чем хромированные наборные решетки легковых машин того времени, и в то же время была в разы дешевле и технологичнее.
Наконец, второе поколение получило голубые кабины с белой «мордой» — явный знак того, что на дизайнеров повлияла хрущевская оттепель. Львиная доля грузовиков первого поколения сходили с конвейера в зеленой маскировочной окраске, чтобы их можно было быстро мобилизовать. Со вторым же поколением художники явно настроились на мирное будущее.