Опередившие время: эта пара советских грузовиков удивляет своим дизайном

Появившиеся в хрущевские времена ГАЗ-53 и ЗиЛ-130 смотрелись так современно, что их водителям завидовали пассажиры партийных лимузинов.
Опередившие время: эта пара советских грузовиков удивляет своим дизайном
За рулем
Обе модели начали выпускаться в первой половине 1960-х.

Вместе они представляют собой второе поколение среднетоннажных советских грузовиков. Созданные сразу после войны ГАЗ-51 и ЗиС-150 давно пора было отправить на пенсию, их конструкция исчерпала себя и любые попытки ее обновить давали мало пользы. Так родились трехтонник ГАЗ-53, знаменитый «газон», и пятитонный ЗиЛ-130.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взгляните на них: что интересного вы заметите?

ГАЗ-51
ГАЗ-51
Авто-Тема
ЗиС-110
ЗиС-110
Jeka3000 via Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А теперь второе поколение.

ГАЗ-53
ГАЗ-53
Словари и энциклопедии на Академике
ЗиЛ-130
ЗиЛ-130
Автовзгляд
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему ЗиЛ голубой?

Во-первых, такое впечатление, что оба грузовика второго поколения выполнены в одном стиле и словно бы дополняют друг друга. У вас правильное впечатление: дело в том, что на рубеже 1950-х и 1960-х между дизайнерами ЗиЛа и ГАЗа шло активное соревнование и одновременно сотрудничество. С одной стороны, они обменивались проектами, с другой, стремились переплюнуть друг друга.

В то же время ГАЗ выглядит будто попроще. Возможно, причина в том, что он появился чуть раньше и у дизайнера ЗиЛа, гениального художника Эрика Сабо, появился ориентир, который ему хотелось переплюнуть.

Второе отличие от первого поколения — панорамные стекла обоих грузовиков. В начале 1960-х это была новинка, которая сразу повысила статус грузовых шоферов до уровня гордых владельцев новых «Волг» и «Москвичей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Форма капота у ГАЗ-53 и ЗиЛ-130 тоже похожа неслучайно. Широкие прямоугольные крылья сделаны для практичности: на них водитель может разложить инструменты, копаясь в моторе.

Еще одна интересная фишка — штампованная решетка радиатора сложной формы. Она смотрелась современнее, чем хромированные наборные решетки легковых машин того времени, и в то же время была в разы дешевле и технологичнее.

Наконец, второе поколение получило голубые кабины с белой «мордой» — явный знак того, что на дизайнеров повлияла хрущевская оттепель. Львиная доля грузовиков первого поколения сходили с конвейера в зеленой маскировочной окраске, чтобы их можно было быстро мобилизовать. Со вторым же поколением художники явно настроились на мирное будущее.