ГАЗ против НАМИ: как советские КБ устроили гонку за автомобиль на подводных крыльях
Год спустя Национальный автомобильный институт создал опытный образец амфибии НАМИ-055, отличавшейся интересной конструкцией. Колёса на воде втягивались в колёсные арки, уменьшая сопротивление. Понтонный кузов отличался хорошей обтекаемостью. 4-местная машина на воде развивала 12,3 км/ч.
Хотя для плавающих автомобилей это уже неплохой результат, конструкторы рассчитывали на большее. 41-сильный мотор «Москвич» заменили на мощную 90-сильную «Татру», но скорость выросла всего на 2,2 км/ч. Стало ясно, что нужно другое решение.
Тогда и возникла идея применить опыт создания «Ракеты». С крыльями можно было бы радикально решить проблему, подняв кузов и колёса над водой.
В 1959 году НАМИ начал работы над таким автомобилем. Крыльевую систему автоконструкторам помогали разрабатывать специалисты из ЦКБ по СПК — того самого, что разработало «Ракету».
Результатом их работы стал прототип НАМИ-055В. Кроме переднего и заднего малопогружённых подводных крыльев, у него было крыло-стабилизатор в носу. Перед выходом на берег крылья вручную откидывали.
На испытаниях машина легко встала на крыло и развила скорость 58 км/ч.
ГАЗ-46Г
Год спустя Горьковский автозавод по инициативе ведущего конструктора В. М. Емельянова задался целью сделать подобную машину на базе серийной амфибии ГАЗ-46Г. Принципиально горьковский автомобиль был похож на НАМИ-шный, лишь крыльевая система немного отличалась: вместо единого стабилизатора впереди стояли два боковых.
ГАЗ-46Г оказался менее удачным и на испытаниях развил всего 30 км/ч, несмотря на более мощный двигатель от лимузина «Чайка».
Оба проекта так и остались прототипами. Военному заказчику не понравилось, что крыльевая система долго складывалась и раскладывалась и в целом получилась громоздкой. У НАМИ-055В к тому же не хватало проходимости, чтобы выезжать на неподготовленный берег. Больше к этой идее советские конструкторы не возвращались.