Загадка единственной в мире легковой амфибии: история «Амфикара»
Конструкторам приходится идти на многочисленные конструктивные компромиссы, продиктованные двойным назначением машины, и, как правило, цена её оказывается намного выше, чем у сопоставимых автомобилей или лодок. При этом она и ездит хуже, чем обычные авто, и пловец так себе.
Ганс Триппель в свое время создал единственное исключение. Его «Амфикар» (Amphicar) стал сенсацией Женевского автосалона 1959 года, выпускался целых 8 лет и за это время было сделано 3770 единиц. Он успешно продавался в Европе и Соединенных Штатах по цене, на удивление разумной для машины, которая не могла разве что летать.
Возможно, успех «Амфикара» определил удачный маркетинговый ход: в 1962 году Триппель пересёк на автомобиле неспокойный и капризный Ла-Манш, чем привлёк большое внимание. Интересно, что пересечение канала больше всего впечатлило американцев, и около 3000 единиц в итоге были проданы за океан.
Долговязый кабриолет
В своей автомобильной ипостаси Amphicar был небольшим по мерках шестидесятых двухдверным четырехместным кабриолетом. В движение его приводил рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1147 куб. см и мощностью 43 л. с. от британского автомобиля Triumph Herald, располагавшийся сзади. На воде тот же двигатель вращал пару гребных винтов через двухскоростную передачу, переключавшую передний и задний ход. В кормовом отсеке также располагалась небольшая помпа.
Амфибийность выразилась ещё и в том, что кузов был сделан из необычайно толстой листовой стали, особенно в нижней части. Особой продуманностью отличалась конструкция водонепроницаемых дверей. Кроме обычного замка, они оборудованы вторым, который прижимает уплотнения на двери и на кузове друг к другу.
Силуэт машины необычен из-за большого дорожного просвета – почти 30 сантиметров! Это позволяло Amphicar входить в воду и выходить даже по довольно крутому уклону.
Удивительно, но у Amphicar не было руля. Маневрирует он на воде с помощью передних колёс. Известно, что такое управление требовало от водителей некоторого времени на привыкание.
На земле управляемость Amphicar была намного лучше, чем можно ожидать, хотя из-за большой высоты он заметно кренился в поворотах. Но пружинная подвеска замечательно сглаживала неровности проселочных дорог даже с четырьмя взрослыми на борту, а червячное рулевое управление отличалось отзывчивостью и разумно возможной лёгкостью.
Увы, сам Ганс Триппель не удержался на плаву. Продавая «Амфикар» слишком дешево, он разорился. Цена машины в США составляла немногим более $3000 — примерно в два раза дороже амфибийного «Жука», который в небольших количествах выпускал Volkswagen. «Жук» полноценной амфибией не был – он держался на воде, но не мог двигаться своим ходом.
Сейчас Amphicar стали коллекционной ценностью. Благодаря высокому качеству и запасу прочности сохранилось довольно много экземпляров. «Объединившись, мы плаваем, разделившись, мы тонем» — таков девиз членов клуба.
Есть несколько причин, почему мир почти не знает плавающих легковых автомобилей.