Загадка единственной в мире легковой амфибии: история «Амфикара»

Почему мир не знает легковых автомобилей-амфибий? Потому что такие машины и ездят хуже, чем обычные авто, и плавают так себе, а стоят как машина и лодка вместе. Один раз в истории конструктору удалось решить этот парадокс. Почти.
Загадка единственной в мире легковой амфибии: история «Амфикара»
Tyler White / Wikipedia

Есть несколько причин, почему мир почти не знает плавающих легковых автомобилей.

Конструкторам приходится идти на многочисленные конструктивные компромиссы, продиктованные двойным назначением машины, и, как правило, цена её оказывается намного выше, чем у сопоставимых автомобилей или лодок. При этом она и ездит хуже, чем обычные авто, и пловец так себе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ганс Триппель в свое время создал единственное исключение. Его «Амфикар» (Amphicar) стал сенсацией Женевского автосалона 1959 года, выпускался целых 8 лет и за это время было сделано 3770 единиц. Он успешно продавался в Европе и Соединенных Штатах по цене, на удивление разумной для машины, которая не могла разве что летать.

Возможно, успех «Амфикара» определил удачный маркетинговый ход: в 1962 году Триппель пересёк на автомобиле неспокойный и капризный Ла-Манш, чем привлёк большое внимание. Интересно, что пересечение канала больше всего впечатлило американцев, и около 3000 единиц в итоге были проданы за океан.

Долговязый кабриолет

В своей автомобильной ипостаси Amphicar был небольшим по мерках шестидесятых двухдверным четырехместным кабриолетом. В движение его приводил рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1147 куб. см и мощностью 43 л. с. от британского автомобиля Triumph Herald, располагавшийся сзади. На воде тот же двигатель вращал пару гребных винтов через двухскоростную передачу, переключавшую передний и задний ход. В кормовом отсеке также располагалась небольшая помпа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Амфибийность выразилась ещё и в том, что кузов был сделан из необычайно толстой листовой стали, особенно в нижней части. Особой продуманностью отличалась конструкция водонепроницаемых дверей. Кроме обычного замка, они оборудованы вторым, который прижимает уплотнения на двери и на кузове друг к другу.

На воде Amphicar приводят в движение два винта. Руля нет.
На воде Amphicar приводят в движение два винта. Руля нет.
Charles01 / Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Силуэт машины необычен из-за большого дорожного просвета – почти 30 сантиметров! Это позволяло Amphicar входить в воду и выходить даже по довольно крутому уклону.

Удивительно, но у Amphicar не было руля. Маневрирует он на воде с помощью передних колёс. Известно, что такое управление требовало от водителей некоторого времени на привыкание.

На земле управляемость Amphicar была намного лучше, чем можно ожидать, хотя из-за большой высоты он заметно кренился в поворотах. Но пружинная подвеска замечательно сглаживала неровности проселочных дорог даже с четырьмя взрослыми на борту, а червячное рулевое управление отличалось отзывчивостью и разумно возможной лёгкостью.

Увы, сам Ганс Триппель не удержался на плаву. Продавая «Амфикар» слишком дешево, он разорился. Цена машины в США составляла немногим более $3000 — примерно в два раза дороже амфибийного «Жука», который в небольших количествах выпускал Volkswagen. «Жук» полноценной амфибией не был – он держался на воде, но не мог двигаться своим ходом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
И на суше и на воде машина управляется передними колёсами
И на суше и на воде машина управляется передними колёсами
Enslin / Wikipedia

Сейчас Amphicar стали коллекционной ценностью. Благодаря высокому качеству и запасу прочности сохранилось довольно много экземпляров. «Объединившись, мы плаваем, разделившись, мы тонем» — таков девиз членов клуба.