Сегодня, но по 5: испытываем загадочный электрокроссовер Skywell ET5
Когда-то, давным-давно, когда я еще в первый класс пошел, китайский предприниматель Хуан Хуншэн, он же Стивен Вонг основал в Китае, что характерно, производство пультов от телевизоров. Факт важный, поскольку, как известно, в СССР пультом от телевизора был младший семье, то есть, я... Простите, отвлекся. Уже тогда люди смотрели ТВ много и жадно, и дело Хуншена-Вонга пошло.
В 1991 году, когда мы с одноклассниками бегали вокруг Белого дома и собирали гильзы, оставшиеся после путча, Вонг основал фирму Skyworth, которая стала одним из первых в КНР негосударственных производителей бытовой электроники. В том числе и телевизоров – это важно. И снова ведь успешно!
Вонг был настолько успешен, что его посадили. Но в 2010 он вышел... и купил производителя автобусов Nanjing Golden Dragon Bus. В общем, легковые автомобили контора мистера Вонга производит с 2020 года – и именно их теперь хотят продавать у нас.
Вот он, внук пульта от телевизора: Skywell ET5. Журналисты, которые пишут много текстов и испытывают много автомобилей, нередко, сами того не замечая, грешат использованием речевых клише. Одно из них – про то, как глаз цепляется за что-то. В этом плане Skywell прекрасен, особенно спереди и сбоку: глаз не цепляется, а проскальзывает и соскакивает на что угодно в поле зрения. И это, знаете ли, вообще не упрек: автомобиль нарисован со знанием дела. Многие хотят именно таких, незаметных, но органичных машин, чтобы не выделяться. Но я заставил себя изучить все стилистические приемы, которые в облике ET5 таки есть, и смело заявляю: выглядит этот кроссовер нормально. Разве что сзади несколько выбивается из скромного образа светящаяся надпись Skywell. То есть абсолютно незаметным в потоке не останешься.
Представители Skywell в России гордо говорят, что за экстерьер отвечал бывший стилист Mercedes-Benz и Porsche Джейсон Кларк Хилл. Это, знаете ли, заметно: китайские коллеги до сих пор слишком увлекаются хромом. Здесь же все сдержанно и со вкусом.
Интерьер гармонично вписывается в ту же концепцию: вроде, не кричаще, но гляньте-ка, вот имитация дерева, вот, как однажды выразились коллеги из Discovery, «алькантарская замша». Пять мест, причем водительское – с оттоманкой! Традиционно для китайского автопрома, лимузинный простор на втором ряду, правда, дивану продольной регулировки не досталось, но и без нее шансов упереться коленками в передние спинки нет даже у самых длинноногих.
Ну а спереди чувствуется, что главный дизайнер когда-то работал на Merсedes. Прямых заимствований нет, но очень похоже. И знаете, по качеству подгонки элементов и исполнению всех кнопочек-крутилочек Skywell будет получше некоторых породистых немцев. Кожа – не Наппа, конечно, но и не корейская «кирза». Несколько выбивается из общей благополучной картины 13-дюймовый дисплей: ему явно не хватает контраста. В то время как OLED- и QLED-матрицы ставят уже даже в дешевые планшеты и телевизоры, такая экономия в автомобиле за 4,5 миллиона кажется обидной. Впрочем, сама прорисовка интерфейса чертовски порадовала. Правда, перевод некоторых пунктов меню явно делали не наши люди. Но это вопрос времени: с ближайшими прошивками «кривые» пункты меню переведут на русский.
По габаритам ET5 совпадает с условным средним классом кроссоверов, в котором еще недавно многие считали эталоном Skoda Kodiaq и Kia Sorento — 4698 х 1908 х 1696 мм при колёсной базе 2800 мм. Заявленный дорожный просвет – 170 мм, что в нашей местности можно назвать позволительным минимумом. Ну а поскольку привод исключительно передний, про поездки на рыбалку можно сразу забыть, да и не для этого ET5 предназначен. Зато подзатопленные ливнем городские улицы автомобилю не страшны: инженеры позаботились о надежности батарейного блока и поместили литий-ионные элементы питания емкостью 72 кВт*ч в бокс с уровнем защиты IP67 – ему не страшны даже наводнения.
По оснащенности системами безопасности тоже все хорошо – 6 подушек безопасности, полный набор помощников при вождении... Скучно, да? Мне тоже. Понятно, что китайцы уже давно умеют все, чтобы заставить нервничать японцев, корейцев и европейцев, а некоторым американцам явно пора задуматься о стажировке в КНР. Но это же не отвечает на главный вопрос – стоит ли, как лаконично выразился бы Алиэкспресс, «небо ценность перекресток розетка», тех денег, за которые его готовы отдать в России? А знаете, после нескольких сотен километров за рулем ET5 мы не можем ответить «нет», и это – уже неплохо для электромобиля.
За рулем Skywell удивительным образом умеет произвести впечатление аппарата цельного, сбалансированного и дружелюбного. Да, ему крайне не хватает дополнительного привода на заднюю ось, ибо педаль акселератора настроена очень чувствительно: чуть передавил – и передние колеса срываются в букс. Который тут же, конечно же, душит система курсовой устойчивости. Паспортная мощность единственного электромотора заявлена на уровне 204 л.с., при этом момент обещан в 320 Нм – то есть, как у хорошего двухлитровго турбодизеля или же современного турбированного бензинового ДВС. Но они, эти архаичные конструкции на ископаемом топливе, никогда не смогут дать такой линейный отклик на нажатие правой педали. Поэтому буквально с первых километров Skywell превращается, если позволите, в продолжение ноги: управление становится понятным на уровне нервных окончаний кожи... И сразу хочется хулиганить. Разгон до 100 км/ч обещан за 7,9 секунды – и это похоже на правду. Правда, хулиганить получится только до 150 км/ч – больше не даст электроника...
«А как же подвеска?» – продолжите допытывать вы. А нормально, знаете ли. Старина МакФерсон плохого не нарисует – спереди схема его имени. Сзади – многрычажка. Отрабатывает. Кренов не допускает. Раскачки – тоже. Мягко, спокойно, но устойчиво. Доводкой шасси занимались именитые спецы британской HORIBA MIRA, которая, к слову, настраивает шасси для Jaguar и Land Rover.
«А батарея-то как на морозе?» – не унимаетесь вы. А тоже неплохо: заявленный пробег по циклу WLTP – 400 км. То есть, можно смело рассчитывать на 320-350 км по городу. Но в окрестностях Сочи мороза не было, поэтому батарея трудилась в неплохих для себя погодных условиях.
Но даже после того, как свежеиспеченный кроссовер сумел таки нас охмурить, рыночный успех все еще вызывает некоторые сомнения. И дело не в цене: в конце 2022 года даже 5 млн не кажется безумием. Позволю себе чуть переврать искрометного Романа Карцева: сегодня за 5 предлагают примерно то же, что вчера по 3. Куда более устойчивый скепсис вызывает факт, что с зарядками у нас пока что беда даже в столицах. По данным на июнь 2022 года (свежее найти не удалось) в Москве установлено 124 зарядных станции. А сколько из них работают? И сколько не заняты беззаботными владельцами автомобилей с ДВС, которым надо где-то парковаться? Поэтому повторим давно укоренившийся постулат: если у вас есть частный дом и вы можете позволить себе установить настенный зарядный блок, способный запитать Skywell за 7-8 часов – он стоит от 35 до 80 тысяч рублей – электромобиль может стать для вас отличным вариантом. Опять же, бесплатная парковка в Москве – шикарный бонус. Но если вы живете в обычном многоквартирном доме и не располагаете собственным гаражом или машиноместом, поиски зарядных станций, к сожалению, вам осточертеют менее, чем за неделю. Что к самому ET5, конечно, отношения не имеет — хороший аппарат.