Как Хрущёв изобрёл вездеход, который ездил хуже не-вездехода
Во время выезда в действующие войска, проводившие операцию присоединения восточной Польши к Украине, Никита Сергеевич наблюдал, как грузовики вязнут на раскисших дорогах. Тогда кто-то из подчинявшихся ему механиков и предложил проект трансформера — съёмного комплекта для превращения обычного грузовика в полугусеничный.
Возможно, технарь, имя которого история не сохранила, знал о вездеходах, которые Адольф Кегресс делал для Николая II, у которых на переднюю ось крепились лыжи, на заднюю гусеницы. Вполне мог, ведь впоследствии эти машины служили Владимиру Ленину. Как бы то ни было, Хрущёв дал распоряжение конструкторам Горьковского автозавода создать комплект для переоборудования обычного грузовика в полугусеничный и оно было быстро выполнено.
Съёмный внедорожный комплект
Идея проще некуда: на раму стандартной «полуторки» ГАЗ-ММ устанавливались катки и ролики. Между сдвоенными задними колёсами зажималась зубчатая шестерня, зацеплявшая траки гусеницы. На твёрдой дороге гусеница снималась и каретка с роликами поднималась.
Но испытания с «внедорожным тюнингом» принесли разочарование. По разным источникам, вездеход либо брал бездорожье хуже, чем обычный грузовик, либо чуть лучше. При этом трансмиссия и шасси из-за увеличенных нагрузок быстро разрушались.
Самый безумный факт в том, что завод успел выпустить более чем 1700 экземпляров, когда наконец выяснилось, что «полуторку» на гусеницах никто не хочет брать. 8 единиц согласился (!) принять военпред Красной Армии, ещё 24 взяли военные строители, а 10 штук Главгидроспецстрой НКВД. Остальные разукомплектовали и реализовали как обычные грузовики и они разошлись как горячие пирожки.