Как Хрущёв изобрёл вездеход, который ездил хуже не-вездехода

Почему руководитель, не имевший инженерных знаний, решил указывать конструкторам, как нужно делать вездеходы, осталось непонятным. В итоге ГАЗ-65 вошёл в ряд самых нелепых казусов в истории автопрома СССР.
Как Хрущёв изобрёл вездеход, который ездил хуже не-вездехода
Автомобили СССР. Коллекция масштабных моделей 1:43
В 1940 году будущий глава СССР был первым секретарём Компартии Украины.

Во время выезда в действующие войска, проводившие операцию присоединения восточной Польши к Украине, Никита Сергеевич наблюдал, как грузовики вязнут на раскисших дорогах. Тогда кто-то из подчинявшихся ему механиков и предложил проект трансформера — съёмного комплекта для превращения обычного грузовика в полугусеничный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, технарь, имя которого история не сохранила, знал о вездеходах, которые Адольф Кегресс делал для Николая II, у которых на переднюю ось крепились лыжи, на заднюю гусеницы. Вполне мог, ведь впоследствии эти машины служили Владимиру Ленину. Как бы то ни было, Хрущёв дал распоряжение конструкторам Горьковского автозавода создать комплект для переоборудования обычного грузовика в полугусеничный и оно было быстро выполнено.

Съёмный внедорожный комплект

Идея проще некуда: на раму стандартной «полуторки» ГАЗ-ММ устанавливались катки и ролики. Между сдвоенными задними колёсами зажималась зубчатая шестерня, зацеплявшая траки гусеницы. На твёрдой дороге гусеница снималась и каретка с роликами поднималась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ГАЗ-65.
ГАЗ-65.
Автомобили СССР. Коллекция масштабных моделей 1:43
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но испытания с «внедорожным тюнингом» принесли разочарование. По разным источникам, вездеход либо брал бездорожье хуже, чем обычный грузовик, либо чуть лучше. При этом трансмиссия и шасси из-за увеличенных нагрузок быстро разрушались.

ГАЗ-65, испытания в снегу.
ГАЗ-65, испытания в снегу.
Автомобили СССР. Коллекция масштабных моделей 1:43

Самый безумный факт в том, что завод успел выпустить более чем 1700 экземпляров, когда наконец выяснилось, что «полуторку» на гусеницах никто не хочет брать. 8 единиц согласился (!) принять военпред Красной Армии, ещё 24 взяли военные строители, а 10 штук Главгидроспецстрой НКВД. Остальные разукомплектовали и реализовали как обычные грузовики и они разошлись как горячие пирожки.