50 лет забвения: что произошло с первым в мире одноколёсным мотоциклом
То, что мы сейчас видим тысячи моноколёс и «сегвеев» на улицах — это результат развития электронных систем поддержания равновесия. И то не заметно, чтобы все горожане разом «околесились». А история одного из первых образцов, созданного почти 70 лет назад, и вовсе закончилась печально.
В 1954 году производитель мотоциклов MV Agusta в единственном числе изготовил прототип Monomoto Superleggera 60cc. Выглядела конструкция непривычно и даже аляповато, причём непонятно, как на ней сидел мотоциклист, потому что ни одной фотографии не сохранилось. Тем не менее, у неё были свои преимущества перед двухколёсниками, в первую очередь меньший вес и воздушное сопротивление.
Гонщик Луиджи Бандини всерьёз готовился участвовать на моноцикле в гонке Милан-Таранто и участвовал в предварительных заездах. Увы, молодой спортсмен совершил роковую ошибку, помахав рукой зрителям, потерял равновесие и погиб.
Его отец, граф Энцио Бандини, был так потрясён, что принял решение скрыть проект от мира, запретив кому-либо не только ездить на нём, но и изучать конструкцию.
Полвека судьба моноцикла оставалась неизвестной
В 2004 году энтузиаст мотоциклов из США Тодд Фелл заинтересовался уникальным прототипом и разыскал семейство Бандини. Оказалось, что машина пылится на вилле семьи в Неаполе и родственники покойного графа согласились с ней расстаться. Некоторое время спустя Monomoto Superleggera появилась на аукционе в США и дальше её следы снова были потеряны. По одному свидетельству, он попал в коллекцию частного музея в городке Гилфорд в штате Мэриленд.
Кто знает, какое развитие получили бы моноциклы, если бы не звёздная болезнь Луиджи Бандини, ставшая причиной его гибели?