5 вопросов о езде на машине по льду, которые вы стеснялись спросить
С их помощью происходит, например, сезонная доставка грузов на месторождения полезных ископаемых в Заполярье, куда добраться автотранспортом можно только по зимнику — зимней дороге. И не только в России, но и в Скандинавии, Канаде и на Аляске.
Автомобильные трассы по водоёмам во многих северных странах начинают прокладывать при толщине льда больше 20 см.Однако толщина должна быть ещё больше, чтобы можно было пустить более тяжёлый транспорт. Общие рекомендации таковы:
- Снегоходы и квадроциклы: 12-18 см.
- Легковые автомобили, небольшие пикапы и внедорожники: 20-30 см.
- Большие внедорожники и лёгкие грузовики: 30-40 см.
- Большегрузы – от 1 метра.
С какой скоростью можно ездить по льду?
Толщина льда – не единственное ограничение для езды по ледовым трассам. Есть также ограничение на скорость: не рекомендуется ездить быстрее 30 км/ч, а там, где лёд находится на пределе толщины, даже 15 км/ч. Когда машина движется, лёд под ней прогибается и под ним бежит волна. Ей нельзя давать «разгуляться», иначе на гребне лёд может сломаться. А когда такая волна доходит до берега, она отрывает ледовый панцирь.
Как создаются ледовые трассы?
Для начала следует дождаться, когда лёд встанет и достигнет нужной толщины. В среднем, в сильный мороз за сутки его толщина увеличивается на 2-3 см. Выждав нужное количество дней, можно начать её промерять.
Когда глубина льда достигает 40 см, на лёд выезжают лёгкие снегоочистители, чтобы счистить снег, чтобы лёд быстрее рос. Дорогу дополнительно заливают водой там, где толщину льда надо увеличить.
При глубине льда 70-80 см грузовики с половинным грузом могут отправляться в путь.
Как измерить толщину льда
Для этого делают отверстие во льду, затем в него вставляют рулетку или шест с зацепом на конце и зацепляют за нижний край ледового слоя. Инструмент для этого применяют довольно разнообразный: длинные долота, аккумуляторные или ручные буры, бензопилы.
Замеры делают не в одном месте, а через каждые 50 метров, поскольку толщина льда не бывает одинаковой во всех местах. Самый тонкий лёд, как правило, у берегов.
Какие рекомендации дают водителям, работающим на ледовых дорогах?
Перед выездом на водоём грузовики формируют в колонны по 3-4 единицы, чтобы в случае проблем водители могли оказать друг другу помощь. Следуют машины с большой дистанцией друг от друга, около полукилометра.
Выезд на лёд и назад на берег – самый ответственный момент. У береговой линии лёд наиболее хрупок. Нередко, если машина ехала слишком быстро, вместе с ней подо льдом к берегу подкатывает волна, которая его проламывает и одна из осей машины проваливается в воду. В таком случае водителю полагается покинуть машину и ждать, пока лед снова уплотнится, чтобы её вытащить.
Останавливаться на льду не рекомендуется. Если машина долго давит на лёд в одних и тех же местах, а от двигателя идёт тепло, он может потерять прочность.
Прямо перед провалом под воду водитель может услышать предупреждающий звук, похожий на звук бьющегося стекла. В следующий момент лёд расступится и людям в салоне останется прыгать от неё как можно дальше.
Какой лёд наиболее и наименее безопасен?
Недавно образовавшийся черный лед считается самым надёжным. А вот серый и непрозрачный слой несёт угрозу, под ним может быть близко вода. И тут стоит вспомнить главное правило езды по льду: не уверен, не делай.