5 вопросов о езде на машине по льду, которые вы стеснялись спросить

Где-то водителям категорически не советуют ездить по льду, а в других регионах, наоборот, зимой оборудуют специальные ледовые трассы. Как делают ледяные трассы, как водить в таких условиях и когда нельзя выезжать на лёд?
5 вопросов о езде на машине по льду, которые вы стеснялись спросить
Motor and Wheels
Ездить по льду могут даже тяжёлые грузовики.

С их помощью происходит, например, сезонная доставка грузов на месторождения полезных ископаемых в Заполярье, куда добраться автотранспортом можно только по зимнику — зимней дороге. И не только в России, но и в Скандинавии, Канаде и на Аляске.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автомобильные трассы по водоёмам во многих северных странах начинают прокладывать при толщине льда больше 20 см.Однако толщина должна быть ещё больше, чтобы можно было пустить более тяжёлый транспорт. Общие рекомендации таковы:

  • Снегоходы и квадроциклы: 12-18 см.
  • Легковые автомобили, небольшие пикапы и внедорожники: 20-30 см.
  • Большие внедорожники и лёгкие грузовики: 30-40 см.
  • Большегрузы – от 1 метра.

С какой скоростью можно ездить по льду?

Толщина льда – не единственное ограничение для езды по ледовым трассам. Есть также ограничение на скорость: не рекомендуется ездить быстрее 30 км/ч, а там, где лёд находится на пределе толщины, даже 15 км/ч. Когда машина движется, лёд под ней прогибается и под ним бежит волна. Ей нельзя давать «разгуляться», иначе на гребне лёд может сломаться. А когда такая волна доходит до берега, она отрывает ледовый панцирь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как создаются ледовые трассы?

Для начала следует дождаться, когда лёд встанет и достигнет нужной толщины. В среднем, в сильный мороз за сутки его толщина увеличивается на 2-3 см. Выждав нужное количество дней, можно начать её промерять.

Напомним, что выходить пешком можно на лёд не тоньше 10 см.

Когда глубина льда достигает 40 см, на лёд выезжают лёгкие снегоочистители, чтобы счистить снег, чтобы лёд быстрее рос. Дорогу дополнительно заливают водой там, где толщину льда надо увеличить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При глубине льда 70-80 см грузовики с половинным грузом могут отправляться в путь.

Езда по трассам, проходящим через большие озёра, утомительна из-за однообразия ландшафта и белого цвета.

Как измерить толщину льда

Для этого делают отверстие во льду, затем в него вставляют рулетку или шест с зацепом на конце и зацепляют за нижний край ледового слоя. Инструмент для этого применяют довольно разнообразный: длинные долота, аккумуляторные или ручные буры, бензопилы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Замеры делают не в одном месте, а через каждые 50 метров, поскольку толщина льда не бывает одинаковой во всех местах. Самый тонкий лёд, как правило, у берегов.

Свежий чёрный лёд наиболее безопасен.
Свежий чёрный лёд наиболее безопасен.
Motor and Wheels

Какие рекомендации дают водителям, работающим на ледовых дорогах?

Перед выездом на водоём грузовики формируют в колонны по 3-4 единицы, чтобы в случае проблем водители могли оказать друг другу помощь. Следуют машины с большой дистанцией друг от друга, около полукилометра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выезд на лёд и назад на берег – самый ответственный момент. У береговой линии лёд наиболее хрупок. Нередко, если машина ехала слишком быстро, вместе с ней подо льдом к берегу подкатывает волна, которая его проламывает и одна из осей машины проваливается в воду. В таком случае водителю полагается покинуть машину и ждать, пока лед снова уплотнится, чтобы её вытащить.

Останавливаться на льду не рекомендуется. Если машина долго давит на лёд в одних и тех же местах, а от двигателя идёт тепло, он может потерять прочность.

Прямо перед провалом под воду водитель может услышать предупреждающий звук, похожий на звук бьющегося стекла. В следующий момент лёд расступится и людям в салоне останется прыгать от неё как можно дальше.

Какой лёд наиболее и наименее безопасен?

Недавно образовавшийся черный лед считается самым надёжным. А вот серый и непрозрачный слой несёт угрозу, под ним может быть близко вода. И тут стоит вспомнить главное правило езды по льду: не уверен, не делай.