Такой «Запорожец» вы точно не видели: затерянная история «Снаги»
Неплохое имя для коммерческого автомобиля, хотя сил у «Снаги» было поменьше, чем у «ГАЗели». Они составили бы неплохую пару: горьковская машина имела грузоподъёмность 1,5 тонны, а запорожская 1 тонну.
Кстати, позднее, когда стало ясно, что «Снаги» покупатели не дождутся, ГАЗ разработал семейство «Соболь» — и это подтверждает, что 1-тонный формат был востребован.
Были у двух автомобилей и другие схожие черты – компоновка, внешность, легковой мотор. ГАЗ взял движок собственной разработки, 90-сильный агрегат от ГАЗ-31029 «Волга», а ЗАЗ – 85-сильный УЗАМ 3317 от «Москвич-2141». С ним «Снага» разгонялась до 120 км/ч, потребляя около 10,5 л бензина на 100 км.
Чуть опоздали
Украинские конструкторы работали над машиной совместно с инженерами автозавода в Словакии в Трнаве. Симпатичную кабину делали запорожцы, раму и ходовую – словаки.
Первый ходовой образец «Снаги» появился в 1995-м, существенно позднее ГАЗели, уже вставшей на конвейер годом раньше. В качестве испытания завод устроил автопробег по России, Казахстану, Узбекистану и Киргизии. Прототип доехал до Красноярска и благополучно вернулся домой.
ЗАЗ мечтал о том, чтобы разработать семейство автомобилей на одной платформе: бортовой «фермерский» грузовик, микроавтобус и цельнометаллический фургон, шасси для коммунальной техники и даже седельный тягач.
Увы, и для России, и для Украины, и для Словакии это было самое трудное время, когда советская плановая экономика уже перестала функционировать, а новая рыночная ещё не успела заработать как надо. У ЗАЗ, как и у многих других постсоветских предприятий, были серьёзные финансовые трудности. Завод успел выпустить три прототипа, после чего проект пришлось закрыть. Сохранился единственный экземпляр, сейчас находящийся в музее в Словакии.
«Снага» в переводе с украинского значит «сила».