Зачем в СССР водители заливали в автомобили касторовое масло и стоит ли так делать
Сейчас во всех автомобилях используются тормозные жидкости на гликолевой основе. Переход на них в Советском Союзе произошел в 60-70-х годах прошлого века.
До этого использовалось семейство «тормозух», которые все имели в составе касторовое масло и тот или иной вид технического спирта.
- АСК — смесь касторового масла и изопентанола (амилового спирта),
- БСК — касторовое масло плюс бутанол (бутиловый спирт),
- ЭСК — касторка и этанол (тот самый цэ-два-аш-пять-о-аш).
Известно, что они использовались в мощных тормозных системах правительственных «Чаек» и быстроходных «Волг», использовавшихся спецслужбами хрущевской эпохи.
Можно ли в мою машину залить такую тормозуху?
Не стоит. Касторовое масло плохо работает в морозы. Уже при небольшом морозе оно твердеет и кристаллизуется. Даже в смеси со спиртом такая тормозная жидкость становится слишком вязкой при 20 градусах мороза и перестает смазывать части тормозной системы.
Точно так же касторовая «тормозуха» недостаточно хорошо переносит высокие температуры, закипая при 115 градусах. Из-за этого недостатка от них и отказались, когда в автопроме начали применяться дисковые тормоза.
Возврат к био возможен? Неизбежен!
У старых техжидкостей были и достоинства. Начать с того, что они, в отличие от гликоля, негигроскопичны — не вбирают в себя воду. При средних температурах они лучше смазывают части тормозной системы и отлично защищают от коррозии. Наконец, неагрессивны к лакокрасочному покрытию.
Кроме того, касторовое масло на 100% экологично. По-видимому, автопром рано или поздно вернется к тормозным жидкостям на биооснове. Правда, вряд ли касторовое масло и этиловый спирт вернутся: скорее всего, биотехнологи придумают что-то более технологичное.
А может быть, рекуперативное торможение полностью вытеснит системы, основанные на трении, и тогда тормозуха станет не нужна.