10 автозаводов, потерянных Россией: кто ушёл безвозвратно, а кто ещё вернётся?
Конвейеры всех иностранных компаний в России остановились этой весной, исключением стал только китайский Haval. Причиной стали проблемы с поставками запчастей, экономические санкции и репутационные риски.
Однако терять российский рынок компании не хотят. Поэтому большинство из них не стали избавляться от своих производств, а остановили их. При этом производители идут на расходы, ведь сотрудникам продолжают платить зарплаты, пусть и не в полном объёме, оборудование продолжает потреблять энергию.
К осени список брендов, потерявших надежду на быстрое разрешение всех проблем, пополнился. Сейчас кто-то переходит в режим глубокой консервации, а кто-то продаёт предприятия за бесценок и уходит. Разобраться, кто в какой группе оказался, сейчас непросто. Итак, что известно?
Ford
Производство легковых машин в России Ford прекратил уже 3 года назад. А в 2022-м закрыл совместное предприятие с «Соллерс», делавшее лёгкие грузовики Ford Transit - единственную реальную альтернативу ГАЗели. В июне «Соллерс» выкупил у Ford его долю.
Hyundai-Kia
По неофициальным данным, корейцы не продают автозавод в Санкт-Петербурге, а переводят в глубокую консервацию.
MAN
Грузовики немецкого бренда выпускались в Шушарах под Санкт-Петербургом, по соседству с заводом Toyota. Сейчас предприятие простаивает, но новостей о его продаже не было.
Mazda
Mazda на паях с Sollers владела заводом во Владивостоке. Японская газета Nikkei в конце сентября узнала от инсайдеров, что компания рассчитывает продать свою долю российскому партнёру.
Nissan
В этом месяце компания решила продать завод под Петербургом российскому правительству. По условиям договора, в ближайшие 6 лет она может получить его назад, если вернётся.
Renault
Французы ушли первыми, продав российскому правительству завод в Москве, выпускавший Renault Sandero. Выкупить его назад она не сможет.
Stellantis-Mitsubishi
На совместном европейско-японском предприятии в Калужской области выпускались легковушки Peugeot, Citroen и Mitsubishi. Весной он держался дольше всех и остановился только в конце апреля. С тех пор новостей от владельца завода не поступало.
Toyota
Японская компания решила в сентябре закрыть завод в Шушарах под Санкт-Петербургом, однако это пока тоже нефициальные сведения.
Volkswagen
С лета немцы ищут покупателя на свой завод в Калуге. Не исключено, что после его продажи они построят альтернативный завод в Казахстане, и смогут возобновить поставки авто в Россию.
Volvo
Шведский производитель грузовиков тоже решил расстаться с автозаводом и заводом кабин в Калужской области. Пока покупатель не нашёлся. Вплоть до прошлого года сравниться по популярности с грузовиками Volvo мог только «Камаз».
BMW и другие
Часть импортных моделей авто выпускались в России не на собственных предприятиях компаний, а на контрактной основе. Например, в Калининграде собирались BMW, а в Ульяновске Isuzu. Эти производства также закрылись.
Одни компании решили уйти совсем и продать предприятия в России, другие готовятся к долгому простою, но оставляют себе пути, чтобы вернуться.