Красный, синий, зелёный: как правильно выбирать антифриз?
Антифриз – это техническая жидкость, которая заливается в систему охлаждения автомобиля. Антифризы пришли на смену устаревшему тосолу.
В мире существует несколько систем классификации антифризов. В России на них действует стандарт ГОСТ 28084-89, довольно устаревший и отставший от прогресса в автомобилестроении.
На практике, самой удобной оказалась система, разработанная концерном VAG, владельцем марок Volkswagen, Audi, Porsche и Skoda. Де-факто она превратилась в отраслевой стандарт, которым пользуются все.
Согласно системе VAG, существуют антифризы G11, G12 и G13. Последний менее распространён, а в большинство автомобилей в наши дни заливается G11 или G12.
Для удобства выбора и чтобы уменьшить вероятность перепутать, их разделяют по цвету: G11 делают зелёным или синим, а G12 – красным. Согласитесь, куда проще запомнить нужный вам цвет, чем буквенно-цифровой код. Правда, надо учитывать, что разделение по цвету – это неофициальное правило. Поэтому этикетку читать всё-таки стоит, чтобы быть полностью уверенными.
Главное, что надо знать: в радиатор нужно заливать только тот тип, который рекомендуется автопроизводителем для вашей конкретной модели. Смешивать антифризы разных типов тоже нежелательно.
G11 и G12 предназначены для разных поколений ДВС
Несколько лет назад автопроизводители довольно дружно поменяли конструкцию систем охлаждения автомобилей, отказавшись от применения меди и латуни в пользу стали и алюминия. Эти материалы имеют разные химические свойства. Соответственно, потребовалось поменять состав антифризов. В основе и тех, и других лежит смесь этиленгликоля и воды, но состав присадок отличается.
G11
Зелёный антифриз G11 предназначен для старых движков с медными и латунными частями в системе охлаждения. Эти материалы довольно активно реагируют с гликолевой основой. Добавляемые к жидкости присадки – это набор ингибиторов коррозии, образующих защитный слой на поверхности деталей.
Стоит помнить, что зелёный антифриз нужно менять довольно часто, раз в 1-2 года, поскольку его присадки живут недолго.
G12
Сталь и алюминий, из которых выполнены современные системы охлаждения, с гликолевой основой не взаимодействуют, но их коррозию вызывает вода, которая тоже входит в состав охлаждающей жидкости. Поэтому в них добавляют набор карбоксилатных присадок, препятствующих образованию оксидной плёнки на металле.