Гениальный ЛуАЗ-967: на что способен автомобиль советских десантников
Чтобы отвозить раненых с передовой, подвозить боеприпасы, вести разведку и выполнять другие задачи, нужен был еще более специализированный автомобиль.
Автомобиль, отвечавший этим требованиям, начал серийно производиться в 1975 году на Луганском автомобильном заводе. ЛуАЗ-967, или «транспортер переднего края» (ТПК) по армейской классификации, стал одним из самых оригинальных автомобилей, когда-либо создававшихся в Советском Союзе.
Невероятный клиренс
При очень маленьких размерах, автомобиль имел невероятный клиренс 28,5 см. Секрет в независимой подвеске с редукторами на концах рычагов.
Малоуязвимая цель
Рулевая колонка откидывалась, чтобы рулить машиной можно было в полулежачем положении. Да и в целом, ТПК был очень низким, несмотря на высокую посадку кузова.
Живучий двигатель
Двигатель воздушного охлаждения МеМЗ-967 – как у «Запорожца» – был надежным сам по себе, а кроме того, меньше боялся пуль, поскольку радиатор отсутствовал.
Амфибийность
Винта или водомета у ТПК не было, но автомобиль неплохо плавал, загребая всеми колесами. В передней части машины стояла помпа, чтобы откачивать трюмную воду. По бортам крепились трапы, по которым машина въезжала на скользкий глинистый берег.
ЛуАЗ поставлял автомобили армии с середины 1970-х до середины 1980-х, всего по армейскому заказу было сделано почти 8 000 единиц ТПК. К сожалению, мы не знаем, участвовал ли уникальный малыш в боевых действиях. Поэтому неизвестно, правильной ли была задумка конструкторов.
В годы Корейской войны обнаружилось, что внедорожник ГАЗ-69 мало подходит для использования на переднем крае. При всех своих достоинстрвах, «козел» был недостаточно компактен, чтобы перемещаться по открытой местности под огнем. Не хватало ему и амфибийных способностей.