«Лучше самого Бенца!» Как два русских инженера превзошли гениального немца и создали первый русский автомобиль

Русские инженеры Евгений Яковлев и Пётр Фрезе заметили несколько инженерных ошибок в конструкции автомобиля Карла Бенца. Они решили, что смогут сделать лучше – так родился первый русский автомобиль.
«Лучше самого Бенца!» Как два русских инженера превзошли гениального немца и создали первый русский автомобиль
Максим Петрович Дмитриев / Википедия

Benz Velo стал первым серийным четырёхколёсным автомобилем в истории.

Он же послужил музой для русских инженеров Евгения Яковлева и Петра Фрезе. Именно музой, но не образцом для подражания, потому что русские изобретатели не стали копировать немецкую конструкцию. Партнёры увидели Velo в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго, за год до того, как началось его производство, и смогли ознакомиться с патентом Карла Бенца. Заметив в конструкции Бенца несколько ошибок, они решили их исправить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Яковлев сумел сделать двигатель более лёгким и компактным, при этом увеличив его мощность. Двигатель имел электрическое зажигание, которого у автомобиля Бенца в 1893 году ещё не было. Трансмиссию сделал ременную, как у Бенца, но заменил сыромятные ремни на более надёжные, сделанные из прорезиненной ткани. Усовершенствовал он и систему охлаждения, так что она более экономно расходовала воду.

Фрезе, отвечавший за кузов и шасси, взял за основу русскую конную пролётку. Она была несколько шире автомобиля Бенца. Велосипедные колёса заменил на деревянные, более прочные, обтянутые сплошной резиной.

Он оснастил машину оригинальным рулевым управлением. Рулевые тяги прикреплялись к рессорам передних колёс и поворачивали их вместе с осью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Копия автомобиля Фрезе и Яковлева в Политехническом музее в Москве
Ростех
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Время русского автопрома ещё не пришло

Свой автомобиль изобретатели показали на три года позже на другой Всемирной выставке, проходившей на этот раз в Нижнем Новгороде. Они пробовали продавать автомобиль, однако нет сведений, чтобы хоть кто-то его купил. Яковлев через два года умер, а Фрезе не стал продолжать в одиночку. Определённую роль он всё же сыграл, ведь экипажная фабрика Фрезе позже стала делать кузова для «Руссо-Балта», который и положил начало истории национального автопрома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между тем, Карл Бенц тоже не тратил время даром и потратил эти три года на совершенствование своей модели. В 1896 году она обзавелась электрическим зажиганием, выросла и мощность двигателя. Velo стала очень популярна и за годы производства было выпущено около 1300 экземпляров. В России в год премьеры автомобиля Фрезе и Яковлева в России уже было четыре автомобиля Бенца.

Benz Velo
Benz Patent-Motorwagen «Velo»
Softeis / Википедия