Навоза от 5 коров хватит, чтобы совершить кругосветное путешествие. Не верите?
Старое доброе биотопливо давно оправдало себя как недорогая альтернатива нефтяному топливу и природному газу. В отличие от электромобилей, для которых нужны дорогие и тяжёлые аккумуляторы, нужна добыча редких металлов лития и кобальта, для его производства есть всё нужное. Везде, где человечество создаёт какие-либо отходы, их можно превращать либо в биоэтанол, либо в биометан.
Особенно выгодно его использовать там, где хорошо развито животноводство. Дело в том, что навоз – один из самых энергоёмких источников для получения метана. Мы решили узнать, что это значит на уровне цифр.
Но перед тем, как будет дан ответ на вопрос в заголовке, попробуйте угадать верный ответ, выбрав его из следующих вариантов:
- до Луны,
- вокруг Земли,
- от Москвы до Парижа.
Как делают биогазовое топливо из навоза?
- Сырьё ферментируют бактериями в специальном резервуаре – анаэробном метантенке.
- При этом выделяются метан CH4 и углекислый газ CO2.
- Метан и углекислый газ разделяют, например, пропуская через мембрану.
- После этого метан проходит очистку и может использоваться как топливо.
- Углекислый газ тоже находит применение, в том числе в сельском хозяйстве. В частности, им обогащают воздух в теплицах, чтобы ускорить рост растений. Ещё интереснее: его можно добавлять в резервуары для выращивания водорослей на производство биотоплива.
- Навоз полностью разлагается в метатенке примерно за 2 месяца. Твёрдый остаток от брожения называется дигестатом. Это ценное удобрение с высокой концентрацией азота и фосфора.
Сколько биотоплива можно сделать из навоза?
Ответ нам дал Вагенингенский университет в Нидерландах. Здесь подсчитали, что средняя молочная корова за год производит 27 кубических метров навоза. Метана, полученного из этого количества хватит, чтобы небольшой экономичный автомобиль проехал 9000 километров – этого хватит, чтобы пересечь Россию с запада на восток! А если взять навоз от пяти коров, то можно и совершить кругосветное путешествие.
В ажиотаже по поводу аккумуляторных и водородных электромобилей все как-то забыли о другом виде чистого транспорта.