Что такое «фантомное торможение», на которое жалуются сотни водителей Tesla?
Число водителей, пожаловавшихся властям США на проблему, получившую название «фантомное торможение», уже приближается к тысяче. Теперь житель Сан-Франциско рассчитывает, что его юридический случай станет хрестоматийным и другие водители последуют его примеру, обратившись к компании за компенсацией.
Между тем, агентство дорожной безопасности NHTSA со своей стороны тоже ведёт расследование и эксперты считают, что компания может получить штраф, превышающий $100 миллионов, если не устранит проблему.
Что такое фантомное торможение?
Автомобили Tesla, оснащённые функцией автопилота или фирменной системой автономного вождения FSD (Full Self-Driving), способны автоматически тормозить при появлении препятствия.
Проблема в том, что иногда система реагирует на воображаемое препятствие. В таком случае машина делает неожиданный клевок тормозами без видимых причин, словно увидев перед собой призрака. По словам водителей, за одну поездку это может повториться несколько раз.
Конечно, это пугает. Но настоящая проблема не в «саечках за испуг» – представьте себе слишком шутливую «Теслу» глазами водителя, едущего следом.
Почему это происходит?
Вы когда-нибудь принимали в темноте корягу за лежащую собаку? Подобный обман зрения связан с тем, как мозг обрабатывает изображения. Мы видим набор цветовых пятен, а мозг по-разному комбинирует эти пятна и принимает решение – вот это чёрное пятно похоже на собаку.
Аналогичным образом системы машинного зрения распознают объекты. Автопилот Tesla видит перед собой быстро меняющуюся картину из цветовых пятен, из которых он должен вычленить отдельные предметы, отделив их от фона, сравнить с теми объектами, которые он уже видел, и принять решение. Добавьте к этому блики солнца и игру теней – и через долю секунды автопилот решает, что перед ним возникло препятствие.
Ещё через полсекунды «наваждение» исчезнет, но машина уже среагировала, напугав людей.
Как его можно избежать?
Чтобы уменьшить риск неправильного распознавания объектов, разработчики беспилотников применяют несколько способов.
- самый простой – увеличить задержку между распознаванием и принятием решения. Как будто автопилоту говорят: «Может, посмотришь ещё раз?» Однако это замедляет реакцию автопилота, поэтому мы надеемся, что Tesla пропустит этот пункт.
- использовать набор сенсоров разного типа – например, сочетать видеокамеры с 4D-радарами или лидарами. Автоматика сравнивает данные с систем машинного зрения разного типа и может принимать более объективные решения.
- однако Tesla второй способ недоступен – компания твёрдо решила, что её система автономного вождения будет основана только на видеокамерах. Остаётся последнее — увеличить объём «тренировок» систем машинного зрения, повышая их «опытность» в распознавании объектов. В общем, учить, учить и ещё раз учить, прямо по заветам дедушки Ленина.
Владелец Tesla Model 3 Хосе Альварез Толедо подал иск к Tesla, требуя компенсации за моральный ущерб, причинённый функцией автоматического торможения.