Какую угрозу несут электромобили? Спойлер: все дело в шуме
И вот вдруг обнаруживается, что всего хорошо в меру, и тишина в том числе. Ряд исследований показали, что электрокар, едущий на невысокой скорости, практически неслышен для пешеходов и велосипедистов – особенно если последние уткнулись носом в смартфон или слушают на ходу музыку.
По данным одного из них, риск для электрокара столкнуться с пешеходом на 40% выше, чем для бензинового автомобиля. В другом случае был проведен опрос слабовидящих и обнаружилось, что 93% участников имели проблемы с тем, чтобы вовремя заметить приближение электромобиля.
Поэтому с 2019 года правила ЕС требуют, чтобы электромобили оснащались системой звукового оповещения (AVAS). Она автоматически издает звуковые сигналы, когда машина движется на скорости меньше 20 км/ч, слышимостью не менее 56 децибел – это уровень звука электрической зубной щетки или бритвы.
Помогло ли это решить проблему?
Не до конца. Исследование 2021 года в США показало, что «зумеры» электрокаров не дают столь же четкого опознавания, как шум ДВС.
Как должен звучать электромобиль?
Тоже интересный вопрос. Насколько мы знаем, пока требования распространяются только на слышимость сигнала, а какой именно звук выбрать, решает автопроизводитель. TechInsider писал ранее, что Tesla предложила своим водителям библиотеку аудиофайлов. В нее входят, например, шум ветра, блеяние коз и цоканье копыт из фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль».
Возможно, что в будущем появятся требования и на этот счет. Россияне, кому за сорок, помнят, как в конце 1980-х годов появилась мода на кастомизированные сигналы клаксона – особенно часто водители выбирали популярную тогда «Ламбаду». Однако вскоре такие сигналы были запрещены, потому что пешеходы часто не опознавали их как звук клаксона. То же может произойти с электрокарами.
Социологи же считают, что лучше всего подходит белый шум – например, запись водопада. Этот звук один из лидеров по приятности для слуха и легкости распознавания расстояния и направления. Он даже лучше опознается, чем звук ДВС, потому что тарахтение последнего может переотражаться от стен, а это мешает определить, с какой стороны он идет.
А если бы электромобиль был у вас, какой звук вы бы выбрали?
Сколько автомобили существуют, их шумность была проблемой. С ней до сих пор борются, вводя все более жесткие ограничения.