Вот когда беспилотник не может обойтись без посторонней помощи: вы точно об этом не знали

Идея полной самостоятельности очень соблазнительна. Пассажир указывает пункт назначения, а дальше полагается на робота – дескать, сам разберётся.
Такой концепт описывал, например, Илон Маск, когда анонсировал автопилот Tesla. Похожую идею преследовал и «Яндекс», как минимум на ранних стадиях работы над его автономным такси. Об этом же думал и Google, первый и на сегодняшний день сильнейший эксперт по робокарам.
Однако после многих лет испытаний в самых разных условиях, долгого машинного обучения, миллионов километров по дорогам и специальным трекам беспилотники по-прежнему то и дело попадают в затруднения. Бывают казусы, когда беспилотник словно бы сходит с ума – совершает нелепые движения или стоит на месте. В конце концов, приезжают инженеры из службы поддержки и приводят машину в чувство.
Логическое противоречие
Академические исследователи обнаружили, что существуют ситуации, в которых беспилотник чисто логически не может обойтись без помощи. Ни установка более мощного компьютера, ни машинное обучение эту проблему не решают. Вот четыре примера.




В чём корень проблемы?
Мешает ограниченная видимость. Во всех описанных ситуациях что-то мешает автопилоту увидеть помеху. А дальше вмешивается алгоритм безопасного вождения – и пошло-поехало.
Как водители-люди решают эту проблему?
Выручает свойственные homo sapiens авантюрность. Любой психически здоровый водитель время от времени выходит за рамки правил. Более того, водители постоянно учатся этому друг у друга. Если что-то загораживает обзор, мы слегка выезжаем за стоп-линию, заезжаем левыми колёсами за край своей полосы движения, совершаем другие подобные шалости. Можем рискнуть и втиснуться в соседний поток, даже если промежуток между едущими по ней машинами маловат.
Как решить эту проблему для роботов?
Конечно, никто не будет учить роботов рисковать, но это и не нужно.
- Можно переделать развязку так, чтобы конфликт правил не возникал.
- Автомобили надо связать в единую сеть с помощью технологий подключения. В местах с плохим обзором ставят камеры, а изображение с них передают беспилотникам. Едущие впереди автомобили передают изображение с их видеокамер едущим сзади и предупреждают о своих манёврах. Называется эта технология V2X (vehicle-to-everything).
А что ещё вы хотели бы узнать больше о V2X и беспилотниках? Напишите ваш вопрос.