Сложная система: что означают сигналы светофора для поездов

Вам тоже казалось нелогичным поведение машинистов? Поезд может проехать и на зеленый свет, и на желтый, и на два желтых сигнала. На самом деле, логика есть, но от привычной нам отличается: железнодорожный светофор не только дает команду, но и информирует машиниста о том, что происходит впереди.
Сложная система: что означают сигналы светофора для поездов
Wikipedia

С раннего возраста мы помним: если видим красный сигнал светофора – необходимо остановиться и ждать, желтый – время приготовиться, а зеленый – наконец идти. Но у машинистов свой железнодорожный светофор и свои правила. Появляются и синий, и белый цвета. А некоторые из них во время движения вагонов даже мигают!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Светофор на железнодорожных путях играет важную роль в безопасности членов локомотива, пассажиров и груза – в случае, если поезд перевозит, например, нефтепродукты. В то же время сигналы светофора для поезда регулируют направление движения и скорости, предупреждая о поворотах или спусках.

Типы железнодорожных светофоров

Сигналы железнодорожного светофора отличаются от привычных нам огней для автомобилистов или пешеходов. В первую очередь светофор для поезда имеет более узкую направленность луча – он предназначается конкретному водителю на расстоянии до километра. Если перед таким сигнальным огнем появится препятствие, машинист локомотива попросту пропустит нужный свет. Поскольку на железных дорогах намного больше обозначений, чем на привычном нам шоссе, – красный, желтый, зеленый – количество знаков расширено от трех до пяти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Светофор на железной дороге горит красным, желтым, зеленым, лунно-белым и синим огнями. Каждый из них выбран потому, что наш глаз способен различать далеко не все оттенки на больших расстояниях. Тот или иной цвет может светить или мигать. Кроме того, важно их взаимное расположение и работа: иногда красный и зеленый могут гореть одновременно друг за другом или через один неработающий светофор, который будет включен в другой ситуации.

С точки зрения управления, есть три важных отличия между поездом и автомобилем:

  • В отличие от автомобиля, у поезда очень длинный тормозной путь;
  • Управляется поезд с помощью стрелок, перед которыми тоже надо снижать скорость;
  • Многие железные дороги одноколейные – они состоят из единственного пути, по которому поезда ходят в обе стороны.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Поезд следует на запрещающий сигнал светофора только в том случае, если огонь горит лунно-белым. Красный цвет полностью останавливает движение.
Поезд следует на запрещающий сигнал светофора только в том случае, если огонь горит лунно-белым. Красный цвет полностью останавливает движение.
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому поезд готовят к остановке заранее, замедляя его в несколько этапов. Для этого весь путь делится на промежутки (так называемые «блок-участки»), разделенные железнодорожными светофорами, каждый из которых не только запрещает или разрешает движение, но и указывает, насколько надо ограничить скорость. При этом один светофор может иметь несколько назначений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Входные. Они отвечают за прекращении отправления поезда при запрещающем сигнале светофора или, наоборот, за следование с перегона на железнодорожную станцию при разрешающем. Такие светофоры мы видим чаще всего – их устанавливают перед станцией;
  • Выходные – сигналы светофора для поезда, которые разрешают или запрещают ему отправить со станции на перегон;
  • Маршрутные являются разрешающими или запрещающими обозначениями для отправления поезда из одного района в другой;
  • Проходные отвечают за движение поезда на красный сигнал светофора с одного межпостового перегона на другой;
  • Прикрытия служат для предупреждения о пересечении путей с другими, например, трамвайными рельсами, а также о наличии разводных мостов по пути поезда;
  • Заградительные сигналы железнодорожного светофора отвечают за знак «стоп». Локомотиву следует остановиться, поскольку впереди находятся искусственные сооружения или природные ограждения, из-за которых следование невозможно. Такие сигналы также могут предупреждать о проверке или осмотре вагонов для ремонта;
  • Предупредительные оповещают о других сигналах светофора РЖД для поездов;
  • Повторительные сигналы для поезда сообщают о разрешающем показании ряда светофоров, которые в настоящий момент могут быть не видны в силу погодных условий;
  • Локомотивные информируют машиниста, нужно ли поезду ехать дальше по перегону с одного блок-участка на другой;
  • Маневровые – разрешающие или запрещающие маневры;
  • Горочные – разрешающие или запрещающие распускать вагоны с горки;
  • Въездные и выездные сигналы светофора на ЖД для поездов разрешают или запрещаю въезд в производственное помещение и выезд на рельсы необщего пользования;
  • Технологические разрешают или запрещают подачу или уборку различных дополнительных объектов, например, вагонных весов, на путях необщего пользования.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разные сигналы светофора для поезда

Но как определить, в каком случае разрешен прием поезда по пригласительному сигналу светофора, а где нужно, наоборот, срочно остановиться? Поскольку много не только цветов, но и видов сигнальных огней, все светофоры работают по-разному. Железнодорожная система в разы сложнее автомобильной. Нам интересна лишь общая логика, которую можно понять на самых частых сигналах:

Поезд запрещающий сигнал светофора видит издалека: такие сигнальные огни устанавливаются на высоких столбах и имеют рассеивающую линзу внутри.
Поезд запрещающий сигнал светофора видит издалека: такие сигнальные огни устанавливаются на высоких столбах и имеют рассеивающую линзу внутри.
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Один зеленый – проезжайте с нормальной скоростью. Путь свободен на несколько блок-участков вперед.
  • Один желтый – проезжайте со скоростью не более 60 км/ч. Следующий светофор закрыт, стоит остановиться;
  • Один красный – остановитесь. Такой сигнал проезжать запрещается;
  • Один желтый, один зеленый — проезжайте с нормальной скоростью, свободны два блок-участка. На следующем светофоре горит желтый.
  • Один желтый мигает – проезжайте с уменьшенной скоростью. На стрелке поезд перейдет на боковой путь;
  • Один зеленый мигает – проезжайте со скоростью не более 80 км/ч. На стрелке поезд перейдет на боковой путь.
  • Два желтых – проезжайте, но не быстрее 40 км/ч. Следующий светофор закрыт. Впереди есть стрелка, на которой поезд перейдет на другой путь;
  • Два желтых, верхний мигает – проезжайте, но не быстрее 40 км/ч. Следующий светофор открыт. Впереди есть стрелка, на которой поезд перейдет на другой путь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Знаки светофора для поезда: синий цвет

Есть еще низенькие, «карликовые» железнодорожные светофоры на станциях, которые горят то красным, то синим, то белым светом. Они регулируют движение маневровых составов – так называются короткие «временные» поезда, которые перегоняют по станции, когда надо собрать или разобрать по вагонам один большой поезд.

  • Один лунно-белый – проследуйте светофор и пользуйтесь дальнейшими сигналами руководителя маневров;.
  • Один синий – нельзя проехать. Иногда вместо синего цвета используется красный с тем же смыслом.
Карликовые светофоры на железных дорогах регулируют движение маневровых составов на станции.
Карликовые светофоры на железных дорогах регулируют движение маневровых составов на станции.
Владислав Завальнюк / Википедия
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что означают красные сигналы железнодорожного светофора

Как пешеходы или водители, мы помним, что красный свет всегда означает «стоп». Едет ли поезд на красный сигнал светофора? Такой сигнал появляется только в случае, если перед локомотивом образовался объект, препятствующий движению вперед, – от других поездов до ремонтных работ на рельсах. Остановка после такого цвета обязательна. Машинист обязан замедлить поезд перед светофором и дождаться дальнейшей связи с диспетчером.

Поезд на красный сигнал светофора обязан остановиться – это значит, что впереди произошла дорожная авария или ведутся ремонтные работы.
Поезд на красный сигнал светофора обязан остановиться – это значит, что впереди произошла дорожная авария или ведутся ремонтные работы.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенности работы и устройства железнодорожных светофоров

Светофор на железной дороге оснащен лампами накаливания или специальными светоизлучающими диодами. Они загораются в момент, когда локомотив проходит блок-участок, и сразу меркнут после преодоления этого пункта. На сам светофор обязательно должно быть прикреплена табличка с цифрами (в случае проходных светофоров) или буквами, обозначающих его тип. Если на перегоне стоят более двух блок-пунктов, то такими табличками оснащается каждая сторона сигнального «столба».

Сигналы железнодорожного светофора бывают:

  • непрерывно горящие;
  • нормально негорящие;
  • немигающие;
  • мигающие (их задача – включаться и выключаться в нужный момент).

В зависимости от установленных внутри ламп различают линзовые и прожекторные светофоры. Первые имеют отдельный комплект линз для каждого огня, а прожекторные соединяют в себе сразу несколько цветов для целого ряда сигналов. Для этого в светофор на железной дороге устанавливают фильтр с тремя стеклами, который передвигается специальным аппаратом. Такие сигнальные столбы намного экономичнее, но быстро ломаются – поэтому на дорогах их устанавливают нечасто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Семафор, столб, на котором размещены цветные линзы и специальные крылья , иногда заменяет сигналы железнодорожного светофора.
Семафор, столб, на котором размещены цветные линзы и специальные крылья , иногда заменяет сигналы железнодорожного светофора.
Соцсети

Чтобы произошел прием поезда при запрещающем сигнале светофора, линзы устанавливают через перегородки – так цвет не видоизменяется от «соседства» с другой лампой. Если такой светофор стоит на повороте или каким-либо иным способом может быть скрыт от машиниста локомотива, внутрь помещается рассеивающие стекла – в этом случае сигнальные огни будут видны отовсюду. Кроме того, каждый светофор имеет специальные щитки и козырьки, которые защищают «глаз» от других источников света, грязи или пыли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По тому, где стоит железнодорожный светофор, различают:

  • Мачтовый светофор. Они состоят из мачты, сделанной из металла или железобетона, и головки с линзами, которая установлена поверх;
  • Консольный – их головки находятся на специальных мостиках, или консолях по ходу поезда;
  • Карликовый, который крепится на низких тумбах или столбах;
  • Туннельный, находящийся на стенах помещений.

Движение поезда на красный сигнал светофора, например, станет возможным только в том случае, если сигнальный огонь будет установлен в соответствии с характером пути: на узких межпутьях, на элекрифицированных рельсах или как можно дальше от дороги. Иногда даже используются семафоры – высокий решетчатый столб с несколькими крыльями и линзами. Днем машинисту направление поезда показывают крылья, а ночью включаются нужные огни.