Первый автомобиль производства СССР: 10 особенностей НАМИ-1, которые вас сильно удивят
Большинство современных автомобилистов вряд ли слыхали о хребтовой раме. У современных легковых машин рамы нет, а шасси и двигатель крепятся к кузову – несущая конструкция. У грузовиков и автобусов есть рама, но она привычного нам лестничного типа – два продольных лонжерона, соединённых поперечинами.
А у НАМИ-1 была хребтовая рама – труба, идущая в диаметральной плоскости через весь автомобиль. Наши конструкторы не «оригинальничали», а взяли перспективное на тот момент решение - хребтовые рамы использовались, например, в чешских «Татрах».
«Упрощать, упрощать и еще раз упрощать»
Многие узлы, которые у современных автомобилей считаются обязательными, в НАМИ-1 отсутствуют или упрощены до неприличности. Например, такие моторы, как у него – V-образный двухцилиндровик воздушного охлаждения, – в наше время такие можно встретить только на мотоциклах и легких самолетах. Причем крепился он на раму жестко. Сейчас все двигатели имеют водяное охлаждение и ставятся на резиновые подушки, чтобы уменьшить вибрацию и шум.
А как можно обойтись без дифференциала? Тем не менее, у НАМИ-1 его не было. Дифференциал нужен, чтобы уменьшать износ шин и улучшить поворачиваемость автомобиля. Логика конструкторов НАМИ была примерно такой: машина достаточно легкая - всего 700 кг, — поэтому износ шин будет незначительным, несмотря на это упрощение. К тому же, дороги того времени были не того качества, чтобы дифференциал оказался сильно полезен.
Зато отсутствие дифференциала сделало НАМИ-1 самым проходимым легковым автомобилем в СССР.
А такие упрощения, как подача топлива самотеком, просто опасны.
В целом, мы нашли десять необычных, с позиций XXI века. решений в этом автомобиле:
- Несимметричный кузов: двери слева для переднего ряда и справа для заднего.
- Хребтовая рама – широкая труба, идущая вдоль всего автомобиля в диаметральной плоскости.
- V-образный двухцилиндровый двигатель,
- Воздушное охлаждение,
- Жесткое крепление двигателя к раме.
- Подача бензина самотёком из бака, висящего на переборке за моторным отсеком.
- Смазка двигателя «саморазбрызгиванием» без масляного насоса.
- Отсутствие дифференциала.
- Приводной вал внутри трубы рамы.
- Тормоза на валу двигателя.