Малыш, который помещается в руке: посмотрите на самый маленький четырехцилиндровый ДВС в мире
Миниатюрные двигатели внутреннего сгорания сами по себе не новость. Взять хотя бы серийно выпускаемые моторчики для кордовых и радиоуправляемых авиамоделей. Они даже меньше, чем герой нашей истории.
Однако те – серийные – представляют собой простейшие двухтактные агрегаты с одним цилиндром и воздушным охлаждением. Напротив, мотор, который собрал ютюбер JohnnyQ90 на видео ниже, по сложности устройства и по типу близок к полноразмерным двигателям примерно 1910-х годов.
Чтобы окончательно вас добить, скажем, что этот мотор – серийный. Точнее, мелкосерийный. Модельный комплект, названный Cison FL4-175, придумала компания Stirlingkit. По-видимому, в названии зашифрованы его основные данные:
- FL – flathead (рус. «с плоской головкой» — см. выше).
- 4 – число цилиндров.
- 175 – объем в десятых долях кубического сантиметра.
Жаль, мощность малыша осталась нераскрытой.
Конструкция
Это настоящий четырехтактник с водяным охлаждением. У него есть все части настоящего автомобильного двигателя:
- система циркуляции масла с картером,
- карбюратор с регулировкой подачи топлива
- стартер
- механизм газораспределения с распредвалом толщиной в зубочистку и крошечными клапанами на пружинках чуть толще волоса.
Кое-какие упрощения в двигатель все-таки внесли. Например, коленвал лежит на бронзовых подшипниках скольжения, в то время как в полноразмерных двигателях, конечно, используются подшипники качения.
Сборка
Если вы считаете, что собаку съели на сборке моделей, самое время попробовать собрать такой движок. Видно, что JohnnyQ90 потратил немало сил, собирая миниатюрный двигатель. Даже смотреть, как он «одевает» картер, завораживает. Самый ответственный момент – точнейшая регулировка зазоров клапанов - без этого двигатель не будет работать, — а затем установка их под пружины.
Результат? Блогер смог «воспламенить» движок. В самом конце видео он тарахтит, хотя и несколько неровно. Сам JohnnyQ90 честно признает, что стартер не заработал, а масло подтекает. Что не умаляет его подвига.
Самое время посмотреть, как все выглядит вживую. И напишите нам, любите ли вы собирать такие модели и какая из них доставила вам больше всего радости.
Герой нашей истории относится к типу ДВС с плоской головкой цилиндров. У него есть второе название — двигатель с боковыми клапанами. Простая и надежная конструкция нередко встречалась на заре автомобилестроения – например, такой двигатель был у Ford Model T. В современных автомобилях клапаны расположены в головке цилиндров – так двигатель работает более эффективно.