Дизайн автомобиля как искусство
Важным аспектом любого продукта, а автомобиля, возможно, в первую очередь, является его внешний вид, практичность и удобство. Эти факторы являются решающими для того, чтобы продать авто. И именно над такими вещами работают специалисты узкого круга — автомобильные дизайнеры. Их задачей является создание продукта, сочетающего в себе художественную, промышленную и инженерную синергию. Сегодня обсуждаем особенности и определяем тренды развития автомобильного дизайна.
Автомобильный дизайн как массовое явление стал появляться с середины 20 столетия. Хотя дизайном автомобилей занимались и ранее.
Пионером в области дизайна авто стали GM, которые начали создавать концепты — визионерские автомобили, не способные передвигаться по дорогам общего пользования, но определяющие стратегию бренда, и повышающие интерес к фирме.
Появилось понимание, что в автомобильном дизайне внешний вид и функциональность так же важны, как и инженерия при создании унифицированного продукта. Объединяет их именно автомобильный дизайнер. Он превращает автомобили из средств передвижения в желанные функциональные произведения искусства на колесах.
Далее дизайн-отделы стали открываться во многих других крупных предприятиях, не только в Америке. Знамениты и Итальянцы 70-х годов, немецкий автопром в целом. Необычным подходом всегда пользовались французские марки. Citroen всегда опережал свое время. Renault с 90-х годов и по сей день радует своими решениями в области стратегии бренда и дизайна.
Существует много дизайнеров, чье имя вписано в историю как автопрома, так и искусства.
Такие имена, как Джуджаро, Бертоне, Коллани, Поль Брак, Патрик Ле Кеман и наш современник Крис Бэнгл — повлияли на дизайн и моду в мировом масштабе. Сегодня открылась новая глава в развитии транспорта и промышленности – эпоха умного транспорта и цифровизации окружающей нас среды.
Умный транспорт – общее определение для использования прогрессивных решений в области транспорта. К нему относятся не только автомобили, но и городской транспорт, и такие решения, как каршеринг. Автомобиль будущего же в большой степени вероятности будет беспилотным, а значит к нему применяются особые требования по дизайну. Сегодня автопроизводители ищут новые, свежие идеи по поиску решений и образов для автомобилей будущего.
В эпоху всеобщей дигитализации и интернета вещей автомобиль стал частью экосистемы, поэтому в автоиндустрии все активней внедряются ИТ-решения и беспилотные технологии
Кстати, есть пять «уровней беспилотности», где первый – самый примитивный. По сути, это обычная машина, оборудованная АВС. Пятый же уровень – это полностью беспилотный авто. Те беспилотники, которые мы видим на наших дорогах – третий и четвертый уровни. В них есть оператор, который следит за дорогой, но машина двигается сама. Технологии сейчас обкатываются, несомненно, машина обучается и будет умнеть. На пятом уровне сейчас только концепты. И автомобильные бренды ищут образы авто будущего (Рено, Фольксваген, Мерседес, Вольво и др).
Многих людей пугает, что беспилотные автомобили будут управлять человеком, «погрузят в матрицу». Но на самом деле в будущем использование беспилотников позволит сделать дороги гораздо безопасней, чем сейчас, при привычном стиле вождения. Ведь робот не устает, на него не влияет состояние здоровья, и он точно не употребляет алкоголь за рулем.
«Возможно, беспилотники нуждаются в кнопке типа "стоп-кран". Я как дизайнер, предложил бы такое решение. Когда-то в Рено проводили исследование по поводу беспилотников и люди отвечали, что хотели бы иметь "аварийное окно в мир". То есть неплохо бы иметь остров аналоговых решений, более привычных человеку. Поэтому внедряя умные технологии в автодизайне, не стоит забывать, что он по-прежнему должен быть ориентирован на человека», — говорит дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Никита Павлов.
Хотя до полного внедрения беспилотных автомобилей еще далеко. Вспомним, к примеру, кейс с обсуждением поломок Tesla. Тогда генеральный директор и вдохновитель марки Илон Маск сравнил беспилотную машину со сломанным лифтом. Ведь если сломался лифт, то в большинстве случаев разбираться будут не с производителем, а с тем, кто обслуживает технику.
Но есть и другой пример – недавно компания Volvo заявила, что возьмет на себя ответственность за все, что будет с их беспилотниками. Что это -уверенность в своих технологиях или маркетинговый ход?
«Мы живем во время новой промышленной революции, в которой транспорт объединен с архитектурой и общественным пространством. И промышленный дизайн – связующее звено. Ведь именно дизайнеры исследуют опыт взаимодействия и предлагают User Experience-решения», — говорит шеф-дизайнер 2050.ЛАБ Алексей Шаршаков.
Прогресс неминуем. Тренды автомобильного дизайна сегодня – безопасность, эффективность, экологичность. И переход на электромобили. Да, мнения о них полярны: кто-то говорит, что автомобили с ДВС гораздо менее экологичны из-за выбросов в атмосферу. А кто-то отмечает, что электромобили, хоть и не загрязняют воздух при эксплуатации, зато не самые «зеленые» в производстве. Но все тем не менее идет к тому, что в будущем мы будем ездить исключительно на электрических авто. А еще глобальный переход брендов и даже целых городов и стран на более экологичные виды топлива.
«Никто не способен точно ответить на вопрос что будет в будущем, однако задача дизайнера сформировать видение этого будущего, опираясь на новейшие тенденции в настоящем. Так, большинство авто концептов называются vision — то есть непосредственно видение и догадки того или иного бренда. Они олицетворяют собой дизайн стратегию компании в развитии дизайна и технологий», — говорит Никита Павлов – дизайнер 2050.ЛАБ, автор концепта городского электропоезда Airscp, который получил RED DOT Award в номинации «Концепт». Никита — выпускник Strate Ecole de design (Франция) и Строгановки, стажировался в Honda R&D и GAC motors.
Качественное образование, кстати, важнейшее конкурентное преимущество для автомобильного дизайнера. Это то, что дает насмотренность, расширение кругозора, возможность практиковаться и узнавать что-то новое. И здорово, что крутейшие образовательные программы стали появляться и в России. К примеру, магистерская программа «Промышленный дизайн и инжиниринг», которую реализует 2050.ЛАБ в партнерстве с НИТУ МИСИС.
Магистранты освоят 26 предметов, среди которых CAD-моделирование, материаловедение, дизайн-мышление, методологии дизайна и др.
Так, студенты будут приближать будущее автомобильного дизайна. Возможно, кто-то из них придумает летающий беспилотный пассажирский дрон. Останется только решить, как поднять его в воздух и как изменить правила должного движения.