Нужно ли покупать ребенку мотоцикл: советы для тех, чей сын мечтает об экстремальном спорте
Сегодня главным атрибутом «крутизны» парня может стать мотоцикл. Но когда ребенку можно дарить такую машину?
Сейчас все не столь категорично, оценкой «крутизны» чаще служит дорогой телефон, но зрителей на трибунах соревнований по мотоспорту не убавилось, а значит интерес к мотоспорту точно есть.
Если посмотреть статистику среди мотопрофессионалов, то не все начинали кататься с четырех лет. Здесь все двояко. С одной стороны, маленькие дети легче воспринимают и учатся; взрослея, они сохраняют эти знания и опыт, продолжая развиваться. Многие мотоциклисты, добившиеся значительных высот, начинали как раз в раннем возрасте. С другой стороны, за этим часто стоят амбиции родителей, которые желают видеть своего ребенка «звездой». Считаю, каждый человек рожден с определенным характером и темпераментом, что в дальнейшем и определяет его судьбу. Родительским же прессингом можно отвести ребенка от его истинного дела или увлечения.Ранний старт не всегда обязателен; постарше (в возрасте 7-10 лет) ребенок уже отдает себе отчет, что он делает: может расставить приоритеты, рассказать, что ему нравится. Хотя, повторюсь, все индивидуально.В целом, мотоцикл будет плюсом в развитии ребенка – это техническая база, фундамент, с которым потом он и во взрослой жизни будет по-другому управлять и автомобилем, и сноубордом, и лыжами, например. Техническая чуйка всегда пригодится. Многие спортсмены из автогонок, шоссейно-кольцевых, ледового спидвея начинали в свое время с мотоспорта. Мотоцикл – база во многих направлениях.
Какие сегодня дети-мотоциклисты, отличаются ли они от вашего поколения? Какие базовые знания вы бы рекомендовали изучить с современным ребенком перед посадкой на мотоцикл?
Думаю, принципиальных отличий между нашим и подрастающим поколением нет. Я начал профессионально выступать в 12 лет, катался на японском мотоцикле Kawasaki KX 80. Да, сейчас детям предоставлена более современная подготовленная техника, но база осталась той же. И тогда, и сейчас без физической подготовки в мотоспорте делать нечего. Бег, общий функционал, дыхание, работа сердца, силовые нагрузки. Велосипед BMX – отличная платформа для всех начинаний.
У вас есть детский лагерь для детей от 10 лет. Там вы даёте некий «курс со звездочкой» для тех, кто хочет и дальше заниматься FMX. Чему же вы учите?
Первый лагерь Kolesnikov FMX Camp мы провели в 2011 году, тогда перед нами стояла задача собрать всех желающих и показать, что в России есть мотофристайл. Рассказали, как в нем развиваться, что для этого нужно, как «варить» трамплины, строить приземления, на какой технике прыгать. К слову, когда я начинал, этой информации не было: мы смотрели видеокассеты и пытались рассчитать расстояние и скорость по косвенным признакам.
Сейчас лагерь развивается в другом русле – мы работаем с профессионалами. Наши ребята в совершенстве владеют мотоциклом и успешно ездят в мотокроссе. И если они хотят развиваться в сторону фристайл-мотокросса, мы им в этом помогаем. Лагерь длится 3-5 дней. Диетология, курсы по физической подготовке, инструкции по оказанию первой медицинской помощи... Мы рассказываем, как правильно готовить мотоцикл, какой режим подвески лучше использовать, даем необходимые вводные, чтобы ребята могли развиваться дальше.
Отдельный вопрос для родителей – выбор экипировки. Точно нужны мотоботы, защита, шлем. Что еще необходимо?
Экипировка, безусловно, имеет первостепенное значение в каждом виде спорта, но в мотоспорте особенно. Не буду кривить душой – это вид спорта достаточно травмоопасный, скорости большие, прыжки высокие. Всегда привожу пример: представьте, что вам нужно выпрыгнуть в окно с 3 этажа, а на вас только шлем. Примерно то же самое происходит, когда падаешь с мотоцикла. Кроме того, сама 100-килограммовая машина может догнать и ударить.
Из обязательной экипировки – мотоботы, шлем, очки, хорошие наколенники (должны держать сустав и защищать коленную чашечку), нагрудник, пояс, перчатки. Джерси, штаны – это больше про стиль и красоту, но наличие в них кевларовой ткани позволит сохранить тело от ожогов и ушибов. В принципе, советую всем, кто ездит по дорогам, в том числе на скутерах и даже на велосипедах, всегда надевать шлем.
В ваших социальных сетях, помимо мотоциклов, можно увидеть и другие виды экстремального транспорта. Зимой, например, сноуборды и снегоходы. А здесь что вы можете посоветовать из экипировки?
Верно, стараюсь развиваться в разных направлениях. Помимо мотоцикла, это коньки, сноуборд, водный мотоцикл, снегоход, вейкборд, велосипед. Снегоход зимой забирает меня все больше и больше, катаюсь уже давно. Году в 2008 прыгал с рампы, но в снегоходную среду все же пока профессионально вливаться не готов.Правильная экипировка и здесь очень важна, должен признаться, что сам этого не понимал до недавних пор – катался на снегоходе в сноубордической экипировке. Здесь, как и многие, в последнее время практикую правило «трех слоев». В термобелье (у меня 3D Thermo) продуманы вставки, которые освобождают руки и ноги, совершенно не сковывают движения; держат и компрессию, и температуру тела. Поверх, если предстоит дальняя поездка без большого экстрима, – полукомбинезон. Он помогает сохранить тепло. Главное, руки свободно двигаются, и ничего не мешает управлению техникой.
Верхний слой – комбинезон. У меня их два: SuperLight использую для экстремального катания, где предстоит не только прыгать, но и часто застревать, а после откапывать технику. Естественно, что в толстом пуховике далеко не уедешь. Те, кто застревал на снегоходах, знают, о чем я говорю. Второй комбинезон, Extreme 2.0, идеален для более расслабленного катания, а также при низких температурах среды.
Было не раз, когда выезжаешь на «покатушку» в 8 утра, а возвращаешься только поздно ночью. Погода, в среднем, меняется 3-4 раза за день, нужно быть к этому готовым. Хочу отметить плащ, он всегда у меня лежит в кофре, куда бы мы не поехали. Если небольшая поломка или привал – накинул сверху и согрелся.
Мотоцикл – свобода мыслей и перемещений, удовольствие от преодоления. Чем для вас в свое время стал мотоцикл, и изменилось ли ваше отношение к нему по прошествии лет?
Я с детства люблю мотоциклы, ездил с родителями на соревнования по мотокроссу, с обожанием смотрел на участников и мечтал тоже стать мотоциклистом. Всегда понимал, что хочу этого и ничего другого. У меня не было разных секций, как у других детей. Мое детство – это большой теннис, BMX и мотокросс. Я люблю, как выглядит мотоцикл, все, что с ним происходит, люблю свои эмоции, чувства и то, как люди реагируют на выступления. Люблю свой спорт за его полную бескомпромиссность. Выезжаешь – есть только ты, мотоцикл и трамплин. Только ты способен определить грань, лимит, насколько готов или не готов зайти.
Мотоцикл – это всегда вызов самому себе. Это касается и восстановления после травм, и нового трюка, который хочешь сделать (а он очень опасен); борешься с этим страхом, привыкаешь к нему, учишься с ним жить. Это внутренняя философия, которую нужно очень сильно любить. В противном случае, этим спортом заниматься нельзя.
С годами прибавилось больше граней удовольствия от управления мотоциклом. К примеру, несколько лет назад езда по дорогам общего пользования казалась неприемлемой, сейчас у меня есть дорожный Harley Davidson Sportster, от которого я получаю огромное удовольствие. Мотоцикл захватил мою жизнь и почти все время, поэтому считаю себя абсолютно счастливым в этом плане. Лозунг остается тем же: «Живу, чтобы ездить, езжу, чтобы жить».