Как будет выглядеть полиция будущего
Вот уже десять лет в рамках международного лос-анджелесского автосалона LA Auto Show проводится дизайнерский конкурс Design Challenge. Организаторы автошоу заведомо объявляют тему — и ведущие мировые автопроизводители, а точнее, их дизайнерские отделы, бьются за победу. С одной стороны, это «конкурс красоты», но с другой — каждый концепт должен быть технически и экономически обоснован, сочетая в себе несочетаемое: смелость конструкторской мысли и хотя бы небольшой шанс на воплощение в металле.
Ежегодно задание предлагается нескольким ведущим мировым студиям автомобильного дизайна — на этот раз участников было шесть (BMW, GM, Mercedes-Benz, Subaru и два дизайнерских отдела Honda — японский и американский). Тема сезона — «Highway Patrol Vehicle 2025», то есть «Магистральный патрульный автомобиль 2025 года». Простор для фантазии тут огромен. На позапрошлом конкурсе, например, дизайнерам предложили спроектировать четырехместный комфортный автомобиль массой менее 450 кг — там пришлось потрудиться. В 2012 же году ограничения минимальны.
Помимо темы, в техническом задании обозначено, что при создании патрульного автомобиля будущего нужно учитывать регион, в котором он будет работать, экологические требования, рост населения и транспортной инфраструктуры к 2025 году. Объявили и основные критерии судейства: использование перспективных технологий; техническое обоснование высокой скорости и маневренности патрульной машины; креативность решения; соблюдение экологических параметров, «дружелюбность» в отношении среды.
Что ж, посмотрим, как будут выглядеть полицейские через пятнадцать лет.
Полетаем над дорогой?
Лос-Анджелес, 2025 год. Город выглядит быстрым, очень быстрым: машин значительно больше, чем сегодня, средняя скорость движения достигает 200 км/ч, бензиновый транспорт ушел в прошлое: используются левитирующие электромобили на магнитной подушке или на турбине. Так представили себе будущее дизайнеры из американского отделения компании BMW (BMW Group Designworks USA) — и создали для Города Ангелов полицейский автомобиль, оснащенный тремя автоматическим дронами, призванными помочь водителю-оператору догнать и остановить преступника. Два из них (APU, Advanced Puruit Units) — моноциклы, в штатном режиме укрепленные по бокам автомобиля-матки. Во время преследования они могут работать независимо, поскольку, как и у «матки», у каждого есть собственные силовой агрегат и ходовая часть. Третий же дрон (FPU, Flying Puruit Unit) оборудован парой винтов и способен летать; он оснащен 3D-сканером, видеокамерами, радаром для распознавания окружающей обстановки. Помимо «автопилота», дронами может управлять полицейский, сидящий в основной машине, а также сторонний оператор со станции.
Помимо дронов, автомобиль, получивший название E-Patrol, оснащен турбиной, позволяющей ему двигаться, не касаясь поверхности, интерактивным дисплеем на всю внешнюю поверхность остекления, системой подпитки энергией непосредственно от «умной» дороги и усиленной передней частью для тарана в случае необходимости. Концепт выглядит жизнеспособным — но только если все дороги в Лос-Анджелесе получат «умное» и идеально ровное покрытие. Минус машины в том, что она может преследовать преступника только по хайвею — любая территория вне дороги доступна только дрону-вертолету.
Схожим образом рассмотрели задачу дизайнеры GM (General Motors Advanced Design, California). В их проект под названием Volt Squad заложена возможность летать, только выше, чем BMW, и над любой поверхностью. Собственно, Volt Squad — это не машина, а три различных транспортных средства, каждое из которых ориентировано на выполнение конкретной задачи: наблюдение, преследование или бой. Машина-наблюдатель — это скоростной летающий мотоцикл, держащийся в воздухе за счет двух турбин (в принципе, преследовать преступника над бездорожьем ему тоже ничего не мешает). Машина-преследователь — легкий скоростной болид, способный передвигаться по хайвею быстрее любой «Ламборджини».
А машина-боевик — это бронированный внедорожник. В какой-то степени подход GM скучен и не отвечает требованиям универсальности: даже догнав бандита, легкий преследователь не обязательно сумеет с ним справиться. А в дизайне броневика сразу бросаются в глаза вынесенные за пределы кузова и слабо прикрытые колеса: преступник парой выстрелов приведет резину в негодность. Так что в перспективности разработки GM есть некоторые сомнения. Разве что летающие мотоциклы заменят обыкновенные.
Что грязь, что вода
Совершенно иначе к задаче подошло североамериканское дизайнерское отделение компании Mercedes-Benz (Mercedes-Benz Research & Development North America). Их могучий Ener-G-Force может преодолеть любое бездорожье и разработан таким образом, что построить его можно хоть сегодня. Более того, «мерседесовцы» не стали стесняться и сделали два полноразмерных макета автомобиля, в гражданской и полицейской модификациях.
Воинственная мощь Ener-G-Force обусловлена антиутопическим взглядом дизайнеров на будущее. Разработчики предсказали еще более значительный, чем теперь, прирост населения плюс явно негативные изменения в социальном поведении людей. Поэтому машина выглядит устрашающе, не боится никаких трущоб, равно может работать и на калифорнийских хайвеях, и в суровых снегах Аляски; базой послужил обычный G-класс, что нашло свое отражение в названии концепт-кара. По футуристичности Mercedes-Benz, конечно, проигрывает конкурентам, зато он значительно ближе к реальности и потому имеет неплохие шансы на серийное производство — конечно, не в текущем виде, а после определенных изменений.
Свой внедорожник предложила полиции будущего и американская «Хонда» (Honda R&D Americas, Inc., Advanced Design Studio). Бронированная черепаха CHP Drone Squad оснащена мотодроном, который отсоединяется от «матки» и может нагнать преступника и вынудить его сдаться. Управляется дрон оператором изнутри основного броневика. По принципу полученная сцепка чем-то напоминает последний «Бэтмобиль» — тот тоже мог «отпочковывать» от себя мотоцикл. Кроме того, «Хонда» предлагает оснастить полицейские вертолеты и крыши своих концепт-каров системой быстрого подсоединения — если нужно перенести машину из одного района в другой. Концепт выглядит жизнеспособным, но несколько банальным.
Быстрый и легкий
Наконец, последняя группа концептов — это машины легкие и компактные, удобные в условиях активного трафика и не рассчитанные на вооруженное сопротивление банды громил. Первая машина — это SHARС, творение дизайнеров Subaru Research and Development, Inc. Интересно, что «Субару» решили сыграть на совершенно другом поле, нежели конкуренты, поставив во главу угла не универсальность или новые технологии, а экологические параметры. Их машина в первую очередь рассчитана на патрулирование в жарких зонах — она разрабатывалась для Гавайских островов.
SHARC — это сверхлегкий беспилотник, оснащенный четырьмя электрическими мотор-колесами мощностью 96 л.с. каждое. Помимо того, он оборудован различными «глазами» и «ушами», то есть предназначен в первую очередь для наблюдения и патрулирования, а не для серьезных боевых действий. Похоже, дизайнеры «Субару» в ходе работы откровенно развлекались: в машине множество элементов сомнительной функциональности, даже сигнальные огни и поворотники встроены прямо в колесные покрышки (тонкая красная или синяя линия огней проложена по центру каждого колеса). Самое же интересное решение — возможность повернуть колеса на 90° и превратить их в вертолетные винты, сделав SHARC квадрокоптером.
По поводу разработки «Субару» у нас возник лишь один вопрос — зачем делать дрон таким большим (по размерам он значительно больше, например, «Смарта» и явно будет занимать лишнее место на дороге...).
Наконец, последний взгляд в будущее бросили дизайнеры из японского отделения «Хонды» (Honda R&D Company, Ltd., Advanced Design Studio), представив компактный скоростной трицикл Honda «CHiPs» 2025 Traffic Crawler. Никаких из ряда вон выходящих решений в CHiPs нет, дизайнеры просто ориентировались на перегрузку дорог трафиком и постарались уменьшить размеры своего транспортного средства, не жертвуя при этом функционалом. Построить CHiPs можно хоть сегодня — но имеет ли это смысл?
В целом конкурс получился более спокойным и приближенным к реальности, чем предыдущие. Чего стоила, например, тема 2007 года, когда дизайнерам предложили построить робомобиль образца 2057-го! 15 лет не 50, приходится играть на поле уже известных технологий.
Когда этот номер журнала уйдет в печать, на LA Auto Show будет объявлен победитель конкурса Design Challenge. Мы бы поставили на «Мерседес-Бенц» (за реалистичность) или на «БМВ» (за смелость технических идей). Но, так или иначе, полиция будущего без транспорта не останется — в этом можете быть уверены. Правда, есть некоторые сомнения относительно того, что он будет выглядеть именно так, как предложенные дизайнерами концепты. Но это уже детали.