Тест-драйв трициклов
Мы давно хотели взять на тест Can-Am Spyder. Западная пресса окрестила этот аппарат «спасителем семьи», и вот почему: согласитесь, нередка ситуация, когда отец семейства в погоне за мужественной мотоциклетной романтикой грезит о железном коне, а его супруга, руководствуясь несгибаемым женским прагматизмом, требует отказаться от «никому не нужного риска» во имя семьи и угрожает «переехать к маме». Spyder же полностью устраивает обе стороны: он позволяет испытать все прелести мотопутешествий и в то же время выглядит настолько устойчивым, что не вызывает опасений у второй половинки. К тому же для нее на туристическом трицикле предусмотрен шикарный трон, сидеть на котором едва ли не удобнее, чем на водительском месте.
Чтобы «Спайдеру» было не скучно в дороге, мы раздобыли ему парочку трехколесных приятелей — Piaggio MP3 и Honda Gyro Canopy. Раздобыли — в данном случае не красное словцо. Piaggio MP3, даже несмотря на наличие официального российского дилера, — весьма редкий зверь на наших дорогах. Мы попросили разрешения покататься на нем у счастливого обладателя трехколесника Александра Якушина. Бывший боец ВДВ, на лету осваивавший БМП, БРДМ, ПТУР и ЗРК, — таков современный любитель мотоэкзотики.
Что касается Honda Gyro Canopy, то его в России официально не достать. Забавная схема наклоняющегося мопеда с двухколесной тележкой вместо заднего колеса была запатентована англичанином Джорджем Уоллесом в далеком 1966-м. Honda же, ведущая свою родословную с 1981 года, предназначена в основном для внутреннего японского рынка. Тем не менее проворные японские старички попадают к нам через серых дилеров и вовсю бороздят московские пробки.
Бывалый, но бодрый скутер с крышей и багажником мы отыскали в магазине «Мото-Вело-Серпухов». К нему в гости, в город Серпухов, мы и отправились на Can-Am и Piaggio, чтобы выяснить, можно ли почувствовать себя «беспечным ездоком», не запачкав ног.
Не мышонка, не лягушку
Can-Am Spyder, в частности его туристическую версию RT, с чем только не сравнивали. Сами создатели из канадской компании BRP называют машину родстером, хотя в привычном понимании это слово обозначает двухместный открытый автомобиль. Внешне аппарат очень сильно напоминает снегоход, а в профиль — даже гидроцикл (бренды Ski-Doo и Sea-Doo, равно как и BRP, относятся к компании Bombardier Recreational Products). По технике прохождения поворотов у Spyder есть что-то общее с квадроциклом. Наконец, высокий руль с поворотной ручкой газа, широкое сиденье, шикарное пассажирское кресло, обилие багажных кофров и масса в 400 кг — все это указывает на главного конкурента Spyder — большой туристический мотоцикл.
«Стоите?» — ехидничает скутерист, поравнявшийся с нами в пробке. Да, ширина роднит Spyder с автомобилем. Зато у нас есть музыка с автоматической регулировкой громкости по мере нарастания скорости, док для iPod и арбузы в багажнике. Главная головная боль для водителя Spyder не пробки, а неожиданные препятствия на дороге. Кирпич, свалившийся с идущего впереди КамАЗа, мотоциклист объедет, почти не меняя траектории, автомобилист пропустит меж колес, а трицикл... Если контакт неизбежен, препятствие лучше штурмовать менее нагруженным передним колесом — и тряхнет не так сильно, и риск повредить покрышку меньше.
На этом минусы «Спайдера» исчерпываются и начинаются сплошные плюсы. «Хорошо смеется тот, кто смеется последним», — приговаривали мы под дождиком, когда наши двухколесные собратья дружно перестроились в правый ряд и принялись крадучись проходить повороты на малом газу. Для Spyder веселье только начиналось. Хотите тормозить в повороте на скользкой дороге (мотоциклисты истово крестятся)? Пожалуйста! Хотите пройти вираж эффектным «веером» с заносом заднего колеса и визгом резины на всю улицу? Сколько угодно. Не успеет водитель испугаться, как электронная система стабилизации вернет машину на траекторию.
Вообще эффектные старты — это по части «Спайдера». При выпрямленном руле электроника не вмешивается в процесс разгона до 50 км/ч. До этой отметки вы можете разгоняться, шлифуя асфальт и оглашая окрестности ревом литрового мотора. Двигатель настроен дружелюбно: до 5000 оборотов он ведет себя мягко и покладисто, позволяя сколь угодно грубо орудовать ручкой газа. Если же крутить мотор до отсечки в 10 000, характер аппарата меняется, и на арену выходят те самые 100 «лошадей», способные разогнать машину до 100 км/ч за 5,6 с. При этом во всем диапазоне оборотов и на любых скоростях двигатель отличает основательный басовитый рокот, который способен дать только V-twin.
Техника прохождения поворотов на Spyder радикально отличается от мотоциклетной. Заправить машину в вираж тяжелее, ведь для этого требуется не наклонить аппарат, а повернуть руль. Помощь электроусилителя руля не снимает с водителя ответственности — ведь чтобы сохранять контроль над траекторией, необходимо чувствовать центробежную силу и точно оценивать степень сцепления колес с дорогой.
Для водителя и пассажира Spyder задача минимум — не вылететь из седла в крутом вираже. Задача максимум — переместить вес тела так, чтобы противостоять разгрузке внутреннего переднего колеса и максимально задействовать его сцепные свойства в повороте. В потенциале Spyder быстрее мотоцикла на дуге — ведь площадь контакта с дорогой у него больше, а цена ошибки с траекторией или скоростью намного меньше.
В остальном туристический Can-Am Spyder RT предельно прост в управлении. Маневры на малой скорости даются ему так же легко, как автомобилю. Секвентальная коробка с электронным управлением сама подтыкает пониженные передачи, водителю же остается заботиться лишь о переключении вверх, выбирая обороты по настроению (погонять или плавно парить над трассой). Выбраться с парковки всегда поможет задняя передача. За торможение отвечает единственная педаль под правой ногой, а распределением тормозных усилий занимается умная электроника.
Толстенная инструкция к Spyder предупреждает, что в силу небольших размеров трицикл менее заметен для других участников движения, чем автомобиль. И это полнейшая ерунда! Садясь на Can-Am, вы как будто выходите на сцену. Каждый встречный так и норовит взять у вас интервью, а когда вы включаете поворотник, весь МКАД встает: «Проезжайте, а мы посмотрим!» И, разумеется, выехав из центра Москвы на Spyder, можно запросто доехать до Серпухова, ни разу не коснувшись ногами земли.
Мгновение покоя
Одного взгляда на Piaggio MP3 достаточно, чтобы понять — перед нами шедевр технической мысли. Поворотные стойки его передних колес и рулевой вал объединены двумя поперечными рычагами в структуру параллелограмма на шарнирах. Они могут перемещаться относительно друг друга по вертикали, но всегда остаются параллельными. Рулевое управление построено по автомобильной схеме с поперечной рулевой тягой. Фактически это второй параллелограмм, перпендикулярный первому. В результате машина может наклоняться на любые углы, подобно обычному скутеру, при этом оба передних колеса постоянно находятся в контакте с поверхностью.
Просматривая интернет-видео, в которых Piaggio лихо закладывал повороты, а затем непринужденно останавливался у светофоров, мы наивно полагали, что весь процесс происходит автоматически: сел на скутер, поставил ноги на подножку, и катайся, как на машине. К сожалению, здесь нас постигло разочарование.
Под большим пальцем правой руки у водителя MP3 есть рычажок, который отвечает за блокирование параллелограмма подвески. Как только скутер замедляется до пешеходной скорости, на приборной панели загорается лампочка, которая возвещает о готовности переходить в «замороженное» состояние. Проехать в таком виде можно лишь пару метров по прямой. При зафиксированной подвеске скутер неуправляем: даже малейшее движение рулем ведет к дезориентирующему водителя крену наружу поворота. Устойчивым скутер становится только на остановках. Стоит открыть газ и тронуться с места, и блокировка автоматически отключается.
В остальном MP3 — это обычный легкий и маневренный скутер, с легкостью прошивающий насквозь любые пробки и в варианте с 250-кубовым мотором (есть еще 125-, 400- и 500-кубовые версии) с легкостью разгоняется до 130 км/ч. Правда, есть некая тонкость. «Срыв переднего колеса на мотоцикле практически всегда означает падение, — делится впечатлениями владелец машины Александр, — а MP3 нередко дает второй шанс: если одно из колес наехало на скользкую разметку под дождем, то второе может остаться на асфальте и спасти положение».
Шутка гения
Honda Gyro Canopy со стороны выглядит не более чем курьезом. Глядя на нее, тактично улыбаются взрослые и громко смеются дети. Между тем с технической точки зрения это весьма продвинутый аппарат. Двухколесная телега, заменяющая скутеру заднее колесо, соединяется с наклоняющимся корпусом шарниром, подвижным в трех плоскостях. Шарнир отвечает и за наклоны в поворотах (крен), и за работу подвески (выражаясь авиационным языком, тангаж), да еще слегка доворачивает машину в поворотах за счет механической связи между наклоном корпуса и поворотом телеги (курс!).
Однако истинное предназначение всех этих ухищрений осталось для нас туманным. Блокировка шарнира работает одновременно со стояночным тормозом, то есть только после полной остановки скутера. Разумеется, при помощи ног. Весь этот технический огород, по сути, всего лишь заменяет подножку. Возможно, весь цимес кроется в грузовом предназначении машинки: непросто приподнять нагруженный скутер, чтобы поставить его на центральную подставку, а сильный наклон при постановке на боковую подножку может быть вреден для хрупкого или жидкого груза. Так или иначе, экзотические грузовые «полтинники» вовсю колесят по загруженным улицам Токио, а иногда и Москвы.