Роботы рулят: Тройное преимущество
Люди — плохие водители, даже отвратительные. По крайней мере, в сравнении с роботами. Они реагируют быстрее, они легче «обучаются». Нам стоит забыть про управление и предоставить им место за рулем. И это не шутка, и не преувеличение: исследование показывает, что даже с имеющимися, далеко не совершенными технологиями и решениями эффективность перевозок возрастет аж на 273%.
В самом деле, плотно забитое автомобилями (под человеческим управлением) шоссе позволяет пропускать, в среднем, по 2200 машин в час. Из всей его площади машинами заняты бывают лишь 5%. Да, мы плохие водители: нам требуется изрядное свободное пространство для безопасной езды. Минимум вдвое больше размеров самого автомобиля перед его капотом. А при скоростной езде — еще в разы большее.
Американские исследователи из группы Николаса Максемчука (Nicholas Maxemchuk) заинтересовались этой проблемой и решили проверить, что будет, если мы во всем положимся на активно разрабатывающиеся сегодня технологии «полуавтономной» езды, всевозможные датчики, навигаторы, средства прямого взаимодействия автомобилей друг с другом. Благодаря математическому моделированию выяснилось, что такие автомобили способны двигаться намного более плотно без повышения опасности столкновения.
И речь вовсе не идет о каких-то экзотических или чересчур сложных технологиях. Даже если вести речь всего об одном-единственном адаптивном круиз-контроле (АСС), способном точно удерживать дистанцию до впереди идущего автомобиля, то уже на 100 км/ч (если все до единого автомобиля оснащены АСС) пропускная способность дорог возрастает в 1,4 раза. А если добавить к нему средства коммуникации с окружающими автомобилями — уже в 3,7 раза.
Если все автомобили на трассе будут непрерывно обмениваться информацией о своем положении, движении и маневрах с помощью уже существующих устройств, это позволит поднять пропускную способность полосы до 12 000 автомобилей в час. Они смогут двигаться на скорости до 120 км/ч, сохраняя дистанцию всего-навсего в 6 м (водителям-людям на такой скорости лучше сохранять несколько десятков метров до впереди идущего транспорта).
Только представьте: без какого-либо строительства новых дорог и повязок уже имеющаяся транспортная сеть разгрузится почти вчетверо! Возможно, для Москвы законодательное введение обязательного использования таких технологий — единственное решение тяжелейшей транспортной проблемы (читайте ее подробный разбор в нашей заметке «Пробочная болезнь»).
Впрочем, повышение пропускной способности дорог — не единственное преимущество, которое усмотрели авторы. Они отмечают также повышенную безопасность езды благодаря большей способности компьютера быстро обрабатывать информацию о ситуации на дороге и его непосредственной интеграции в системы управления автомобилем. Пока мы успеем сделать простейшее — снять ногу с педали акселератора и поставить ее на тормоз — робот найдет оптимальную траекторию объезда и уже начнет движение, пока мы только начнем давить на тормоз.
Кроме того, это если не совсем, то во многом освободит то время и внимание, которое мы тратим сегодня на вождение. К примеру, автомобиль, способный самостоятельно двигаться на полупустом шоссе, позволит водителю отдохнуть, чтобы вернуться за руль только в условиях города. За поездку транспорт сможет покрывать большее расстояние. Автопутешествие в Крым станет еще проще, а уж эффективность грузовых перевозок возрастет обязательно.
Наконец, робот надежнее человека. У него не устают глаза, не затекает шея, он не отвлекается на телефонные разговоры, не соревнуется с соседним водителем, кто круче стартует по зеленому сигналу светофора и не гудит раздраженно в пробке. Робот — шофер почти идеальный.
От себя добавим еще одно преимущество: при встрече с инспектором ГИБДД водителю такого автомобиля можно будет спокойно пожать плечами — во всем виноваты роботы. В конце концов, мы не для этого предназначены.
По публикации IEEE Spectrum