Боксер на большой дороге: оппозитный двигатель внутреннего сгорания

Оппозитный двигатель внутреннего сгорания в автомобильном мире не такая уж экзотика. Когда-то на таком моторе отъездил свой долгий век знаменитый VW Kaefer (больше известный у нас как «жук»). Однако сегодня на рынке преобладает V-образная рядная схема. За некоторыми интересными исключениями.
Боксер на большой дороге: оппозитный двигатель внутреннего сгорания

Прошедшим летом бренд Subaru пригласил московских журналистов «выгулять» Forester образца 2011 года, причем не где-нибудь, а в Белоруссии. Там в нашем распоряжении был сказочно гладкий и на удивление пустой автобан Минск-Брест, деревенские грунтовки и лесные дебри Беловежской пущи. Там-то и удалось посмотреть в деле новейшие достижения в области конструирования автомобильных моторов по оппозитной схеме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем ниже, тем надежнее

Внешне «Форестеры»-2011 мало чем отличаются от своих предшественников. Все радикальные новшества спрятаны внутри, и прежде всего это двигатели третьего поколения BoxerFB объемом 2,0 и 2,5 л. «Боксерское» название этим моторам дано не случайно: как известно, главное отличие оппозитного двигателя от рядного заключается в том, что поршни в таком силовом агрегате находятся под углом 180 градусов друг к другу и двигаются в противоположных направлениях — будто бы «боксируя». «Оппозитники» Subaru ставит на свои автомобили с 1963 года, а предыдущая версия Boxer EJ выпускалась с 1989 года, поэтому появление новой версии спустя 22 года нельзя не признать важной вехой. Чем же объясняется приверженность японского бренда оппозитным двигателям? В качестве аргументов «за» приводятся следующие соображения. Во-первых, плоская компоновка дает возможность сместить вниз центр тяжести. Применение «оппозитника» позволяет добиться хорошей развесовки, так как основная масса силового агрегата помещается в Forester над передней осью. Работающие в противоположных направлениях поршни взаимно гасят вибрации, что минимизирует вибрацию всего силового агрегата. При оппозитной схеме детали, приводимые в движение мотором, могут размещаться симметрично — вес равномерно распределяется между всеми четырьмя колесами, что дает большую стабильность управления. Наконец, при малой высоте двигателя и его низком расположении в случае столкновения двигатель «уходит» под пол, а не проникает в салон.

Subaru Forester 2011
widget-interest

Новый двигатель Boxer FB полностью переработан по сравнению с версией EJ для достижения большей динамики, а также для повышения экономичности и экологичности.
Крутящий момент двигателя постоянно передается на все четыре колеса, что обеспечивает максимальное сцепление с дорогой и улучшенную управляемость.
В дополнение к атмосферной представлена 2,5-литровая турбо-версия двигателя Boxer FB, имеющая мощность 263 л.с. и рассчитанная на более спортивный стиль езды.

Борьба с весом и трением

По сравнению с предшественником Boxer FB не прибавил мощности — двухлитровый двигатель развивает 150 л.с., а мотор 2,5 л — 172 л.с.: его совершенствование шло в направлении улучшения динамических характеристик, но в особенности экономичности и экологичности, стимулом к чему стало регулярное ужесточение европейских экологических норм. Для решения этих задач конструкторы Subaru пошли на полную переработку силового агрегата по сравнению с предшественником — Boxer EJ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важным новшеством стало увеличение хода поршня при уменьшении камеры сгорания и диаметра клапанов. Таким образом удалось добиться увеличения крутящего момента в диапазоне малых и средних оборотов коленчатого вала, что дает хорошую реакцию на небольшие нажатия педали газа. Более компактная камера сгорания обеспечивает лучшее смесеобразование и более полное сгорание топлива, что повышает экологичность силового агрегата и дает возможность снизить потребление топлива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новая конструкция позволила добиться существенного снижения веса движущихся деталей — поршень и шатун со асимметричной головкой полегчали на 20%, также уменьшено трение. Все это привело к повышению параметров экономичности.

Переработана система впуска: установка форсунок непосредственно в головке блока цилиндров позволила оптимизировать угол подачи распыляемого топлива. В двигателе предыдущего поколения форсунки устанавливались во впускном канале, при этом часть впрыскиваемого топлива налипала на его стенках, а затем выбрасывалась в атмосферу вместе с отработавшими газами. Теперь топливо сгорает полностью. Существенно переработана и система охлаждения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между шоссе и грунтом

Двигатель Boxer FB разрабатывался преимущественно как атмосферный, однако на тест-драйве был представлен Forester S-Edition с 2,5-литровой турбированной версией. По сравнению с атмосферными силовыми агрегатами у турбомотора впечатляющий прирост мощности — 263 л.с. Этот автомобиль позиционируется производителем как машина для тех, кто сочетает приверженность формату SUV с любовью к спортивному стилю езды.

Верность Subaru оппозитной схеме вполне себя оправдывает в глазах тех, кому по душе стиль этой марки. Низкое расположение центра тяжести дает отличную устойчивость при вхождении в вираж. При том что прибавка тяги в нижнем диапазоне оборотов вполне заметна, все же Forester — это не автомобиль для любителей «рвать с места». Даже турбированная версия разгоняется довольно плавно и заметно прибавляет резвости лишь при достижении высоких оборотов. Но потом удержать машину не так-то просто: стрелка спидометра быстро убегает в ту область, числовые показатели которой никак не согласуются с рекомендациями дорожной полиции. Внедорожные участки, включая грунтовые дороги и лесные колдобины, автомобиль проходит более чем уверенно, что для кроссоверов весьма ценное качество. Кстати, во внедорожном режиме Forester c атмосферным двигателем показал более комфортную езду по сравнению с S-edition: вероятно, сказывается разница в подвесках, которая у турбированной версии доработана с учетом спортивного стиля езды.