Мысль притормаживает: Тормоза в голове
Принцип новой системы достаточно прост — в ней используется электроэнцефалография (ЭЭГ), иначе говоря, набор электродов, прикрепленных к черепу и снимающих данные об электрической активности головного мозга. Разумеется, в ходе предварительных исследований были идентифицированы области мозга, проявляющие наибольшую активность в те моменты, когда человек намерен совершить торможение. Для большей надежности система фиксирует и миоэлектрическую активность, проявляющуюся в мускулах стопы — она позволяет заметить готовящееся движение еще до того, как оно реально будет осуществлено.
Эффективность нового подхода авторы продемонстрировали пока что не в реальной обстановке, а с использованием компьютерной игры, симулятора вождения. В ходе испытаний добровольцам предлагалась стандартная панель управления автомобилем — они должны были держаться на дистанции 20 м от впереди идущего, двигаясь по дороге с плотным и быстрым трафиком, на средней скорости 100 км/ч. В случайно выбранные моменты впереди идущий автомобиль, управляемый компьютером, совершал очень резкое торможение, что, как и в жизни, можно было заметить по включавшимся тормозным огням. Тут и наступало время для работы новой системы — и для оценки ее результативности.
Результаты эти, на первый взгляд, минимальны: по оценке авторов, торможение происходит на 0,13 с раньше, нежели при обычном нажатии на педаль. Однако при движении со скоростью 100 км/ч эффект становится более чем заметным, сокращая тормозной путь на 3,66 м. А это уже может означать разницу между жизнью и смертью.
О других перспективах использования электроэнцефалографии читайте в статье «Сила мысли».
По пресс-релизу IOP