Вождение вслепую: гибрид
«Главное — не нажимайте на тормоз!» — говорит мне в качестве напутствия менеджер по связям с общественностью европейского отделения компании Ford Джей Уорд. Я сажусь в новый Ford Focus, включаю передачу и разгоняюсь до 30 км/ч. Прямо в стену, наскоро воздвигнутую на стоянке европейского исследовательского центра компании Ford в Аахене. И хотя я знаю, что стенка сделана из мягкого полиуретана, чувствую себя очень неуютно. Правая нога дергается в поисках тормоза (все-таки водительские рефлексы дают о себе знать!), но инструктор на правом сидении, почувствовав мой порыв, еще раз предупреждает: «Не тормозить!». Стенка все ближе. Удар! — меня и пассажира бросает на ремни, и автомобиль останавливается... в 50 см от стенки. Двигатель заглушен, мигает «аварийка», и на дисплее водителя горит надпись о том, что сработала система автоматического торможения Active City Stop. «Хотите еще раз? — спрашивает инструктор. — Рекомендую попробовать с закрытыми глазами, незабываемые ощущения!»
Рубежи обороны
Системы активной безопасности, подобные Active City Stop, не новинка в автомобильном мире. Ранее их уже ставили в автомобилях бизнес-класса (тех же Mercedes S-Class). Однако Ford гордится тем, что впервые в истории такие системы будут стоять на действительно массовых автомобилях. Кроме того, автоматическое торможение — далеко не единственная система активной безопасности и помощи водителю, которой будет оснащаться новый Ford Focus. Количеству радаров, лидаров, камер и других датчиков в этой машине может позавидовать иная система противоракетной обороны. Судите сами: радар переднего обзора, предоставляющий информацию адаптивному круиз-контролю и системе автоматического торможения, два радара заднего обзора, сообщающие водителю о наличии объектов в слепых зонах боковых зеркал (BLIS — Blind Spot Information System), камера заднего обзора, четыре передних и четыре задних ультразвуковых датчика системы помощи при парковке, два боковых ультразвуковых датчика для активной системы автоматической параллельной парковки, трехлучевой лидар (лазерный радар/дальномер) системы автоматического торможения Active City Stop под лобовым стеклом и, наконец, камера системы распознавания дорожных знаков, отслеживания полосы движения и предупреждения об усталости водителя. Такое количество систем активной безопасности и помощи водителю рано или поздно должно перейти в новое качество. А это означает, что постепенно будет меняться сама концепция дорожного движения.
Поехали!
Вопрос, когда же я смогу выйти из дома, сесть в машину (на пассажирское сиденье) и сказать компьютеру: «Мне в офис!», давно не дает мне покоя. «Собственно, сказать это вы можете уже сейчас, — смеется Пим ван дер Ягт, руководитель подразделения Global Vehicle Dynamics, Driver Assistance & Active Safety Systems компании Ford, которое занимается разработкой всех систем активной безопасности и помощи водителю. — А вот со второй частью вашего пожелания пока не все так просто. С технической точки зрения мы уже сейчас можем реализовать многие аспекты вождения. И реализуем. Автомобили уже умеют самостоятельно тормозить до полной остановки при обнаружении препятствий, соблюдать постоянную дистанцию до впередиидущей машины, придерживаться полосы движения. Однако существуют технические ограничения. На закрытых трассах, где можно полностью контролировать окружающую обстановку, автоматическое вождение реализовать довольно легко. А вот на дороге общего пользования эта задача становится намного более сложной. Тем не менее некоторые моменты самого обычного городского движения вполне можно автоматизировать, и мы работаем над этим. Например, не исключено, что машины следующего поколения будут иметь возможность автоматического движения в пробке с небольшими скоростями, когда автомобиль просто следует за впередиидущей машиной. Я слышал, что в Москве постоянные пробки, как вы думаете, такая опция будет очень востребованной?»
Но отслеживать движущиеся машины — это далеко не главная проблема автоматических систем. Гораздо сложнее увидеть, как это ни странно, неподвижные объекты: столбы, заграждения, деревья (они, в отличие от автомобилей, не снабжены световозвращающими вставками, а именно их видит, скажем, лидар системы автоматического торможения). А наибольшую проблему, по словам Пима ван дер Ягта, для автоматических систем автомобиля представляют пешеходы: «Их поведение на дороге может быть совершенно непредсказуемым, в отличие от движения автомобилей, на них не реагируют современные радары, лидары и камеры. Тем не менее уже существуют системы, способные обнаруживать пешеходов, хотя и с вероятностью около 80−90%. Но в любом случае это лучше, чем ничего».
Революция и эволюция
Какими же будут машины в ближайшие 10−20 лет? «Вряд ли полностью автономными, — считает Пим ван дер Ягт. — Для полной автономности автомобиль необходимо оснастить слишком сложной и мощной электроникой, создать трехмерные карты местности с сантиметровой детализацией. Централизованное управление, требующее специальной инфраструктуры, тоже выглядит не слишком многообещающим, хотя и возможным — для автоматически управляемых машин было бы желательно, например, создать специальные полосы движения. Будущее, скорее всего, за распределенными системами, которые возьмут все лучшее от каждого из этих подходов. Уже сейчас автомобили могут в определенных условиях автоматически следовать по заданному маршруту — скажем, с адаптивным круиз-контролем и системой следования в полосе. Оснащение большинства автомобилей такими системами — первый шаг к более безопасному движению (и увеличению пропускной способности дорог за счет уменьшения дистанции между машинами), а второй шаг мы сделаем, когда автомобили начнут общаться между собой. Тогда ваша машина сможет предупредить автомобиль сзади о возникшем впереди препятствии и намерении тормозить, а машина, следующая по Т-образному перекрестку, сообщить подъезжающим с других направлений о своем приближении. Когда процент таких автомобилей превысит определенный порог, мы увидим переход в новое качество — резкое сокращение аварийности».
Но это, как замечает Пим ван дер Ягт, пока будущее. А в ближайшее время революций не предвидится — только плавная, хотя и довольно быстрая эволюция. Будут расширяться диапазоны работы уже существующих систем — скажем, автоматическое торможение сможет предотвращать столкновения с неожиданно возникшими препятствиями на скоростях не до 30, а до 60 км/ч, радарный круиз-контроль научится тормозить с ускорением не 0,3, а 0,7g. Радары и камеры начнут видеть пешеходов и столбы. Автоматика сможет вести машину во все большем количестве ситуаций... пока этот показатель не достигнет 100%.
Только кофе не варит
Повлияет ли возросшая «самостоятельность» автомобилей на навыки водителей? «Да, разумеется! — считает Пим ван дер Ягт. — Но думаю, что должно смениться одно-два поколения водителей, чтобы это стало заметно. Сравните, какими навыками должен был владеть водитель в начале XX века и какие достаточны сейчас. С другой стороны, всегда останутся люди, которым нравится водить машину в ручном режиме. Но, возможно, в будущем они смогут делать это только на специальных трассах. Хотя я лично считаю, что опытный водитель, отдохнувший и внимательный, способен вести автомобиль лучше любой автоматики. Проблема только в том, что он человек, то есть устает и отвлекается, хуже видит в плохих погодных условиях. А автоматика всегда работает одинаково. Кстати, в новом Ford Focus мы пытаемся преодолеть такое ограничение: система анализирует движение по полосе и, если видит, что машину "водит" из стороны в сторону, делает вывод, что водитель устал, подает звуковой сигнал и советует водителю выпить кофе. Вот только варить кофе новый Focus мы пока не научили».