Сдвиг по фазе: двигатель

Как работает система электронного управления фазами газораспределения
Сдвиг по фазе: двигатель

Тема: ГРМ Пример: Mitsubishi Outlander XL

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Прав был Козьма Прутков, когда говорил: «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння»! Конечно, узкая специализация в автомобильном мире неизбежна, но ведь далеко не все могут себе позволить иметь несколько автомобилей для различных задач. Приходится идти на компромиссы, подыскивая универсальные решения в виде идеального автомобиля — с двигателем небольшого объема, но мощным, с высоким крутящим моментом, но не слишком прожорливым, экологичным, но эластичным. И несмотря на то что эти требования противоречат друг другу, такое вполне возможно. Для примирения противоречивых характеристик двигатели оснащают системами управления фазами газораспределения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как устроен ГРМ

Напомним, как устроен газораспределительный механизм (ГРМ) в традиционном двигателе с двумя верхними распредвалами (DOHC, Dual Overhead Camshafts) без каких-либо систем коррекции. Задача ГРМ — в нужные моменты впускать в цилиндры двигателя горючую смесь и выпускать отработавшие газы. Для этого открывают и закрывают соответствующие впускные и выпускные клапаны, приводимые от распределительного вала с расположенными на нем кулачками. Вращение распредвала жестко синхронизировано с вращением коленчатого вала с помощью цепной, зубчатой или зубчатоременной передачи. Такой двигатель оптимизирован для работы в определенном диапазоне оборотов: для городских машин это обычно область низких и средних оборотов, для спортивных — высоких.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фазовращение

Описанный выше двигатель не имеет гибкости в выборе моментов впуска и выпуска. Можно, конечно, заняться тюнингом и поменять распредвалы, но это приведет к улучшению одних характеристик в ущерб другим, ведь для каждого режима работы двигателя оптимальные фазы открытия и закрытия впускных клапанов различны. Над тем, как изменять фазы газораспределения в нужную сторону, автоинженеры начали думать еще в 1960-х. А в начале 1990-х такие системы стали ставить в массовые автомобили. Рассмотрим разработанную конструкторами Mitsubishi систему электронного управления фазами газораспределения MIVEC (Mitsubishi Innovative Valve timing Electronic Control system).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выбрать момент

Распредвалы двигателя с системой MIVEC оснащены не обычными шестернями ГРМ, а фазовращателями. Это муфты, способные «подкручивать» распредвал относительно его начального положения в ту или иную сторону в небольших пределах. В зависимости от оборотов и нагрузок на двигатель электронная система дает команду электромагнитному клапану гидравлической системы, и давлением масла внутренняя часть фазовращателя регулирует угол опережения или запаздывания открытия и закрытия клапанов.

От первого лица: Дмитрий Мамонтов, редактор
widget-interest

XL – это eXtra Large, то есть очень большой размер.  Mitsubishi Outlander XL вполне оправдывает это наименование. Честно говоря, когда мы брали эту машину на тест-драйв, я все еще думал, что эти буквы производитель приписал для красного словца. Однако оказалось, что это действительно большая машина. И хотя это кроссовер, он «косит» под настоящий джип – с раздельной дверью багажника, нижняя половинка которой откидывается, образуя горизонтально платформу. Двигатель с системой MIVEC и вариатор обеспечивают плавный, но не слишком быстрый разгон – мощности не хватает для такой массы. А вот ходовые качества меня разочаровали: я не успел проверить машину на бездорожье, но в городе жесткая и довольно громкая подвеска дает о себе знать даже на ямах, а просто на чуть неровном асфальте. 

На холостом ходу такая система старается минимизировать перекрытие фаз (то есть время, когда впускные и выпускные клапаны открыты одновременно), иначе выхлопные газы попадут во впускной коллектор, а часть горючей смеси — в выпускной. А вот чтобы добиться на низких оборотах достаточного крутящего момента, нужно закрывать впускные клапаны с опережением, а выпускные открывать с запаздыванием для увеличения степени расширения (и тем самым эффективности цикла). Для улучшения продувки цилиндров перекрытие фаз нужно увеличивать по мере повышения оборотов. Применение такой системы дает возможность не только увеличить момент и мощность на низких оборотах, но и уменьшить потребление топлива, выбросы выхлопных газов, а также минимизировать шум и вибрацию двигателя.