Rinspeed как стиль жизни: дизайн
Швейцария всегда славилась качеством своей продукции, будь то часы, армейские ножи или сыр. Немудрено, что один из самых известных разработчиков концепткаров живет и работает именно здесь. Его зовут Франк Ридеркнехт, и в далеком 1977 году он основал компанию Rinspeed Garage, прославившуюся своими оригинальными идеями в области автомобильного дизайна и своеобразным подходом к автомобилестроению в целом.
Компания Rinspeed строит один концепткар в год, не больше и не меньше, после чего традиционно представляет его на автосалоне в Женеве. Основная задача каждой новой машины, как говорит Ридеркнехт, — удивить зрителя, показать ему что-то совершенно неожиданное, свежее, никоим образом не связанное с уже пройденными этапами мирового автомобилестроения. Разработка начинается с идеи: например, построить машину для эгоиста, одноместный городской автомобиль. Или сделать пляжный автомобиль из дерева, то есть максимально безопасный для окружающей среды. Или спроектировать автомобиль-подлодку. А затем наступает время работы, потому что далеко не все идеи Франка Ридеркнехта можно реализовать без проблем и препон.
Откуда колеса растут
Как и многие другие «каррозерии», компания Rinspeed выросла из обычного тюнинг-ателье. В 1979 году фирма впервые приняла участие в Женевском автосалоне, представив на суд публики тюнингованный вариант автомобиля Volkswagen Golf I Turbo, базирующийся на модификации GTI: люк в крыше, новая решетка радиатора, форсированный двигатель. Компаний, подобных Rinspeed, уже тогда было несколько сотен, и мало кто мог предсказать затее Ридеркнехта большое будущее.
Революция в политике компании свершилась в 1995 году, когда на очередном автосалоне была представлена первая самостоятельная разработка — спорткар Rinspeed Roadster, причем в двух модификациях — R и SC-R. В создании дизайна специалисты отталкивались от знаменитого Lotus Super Seven; автомобиль получился очень легким, с трубчатым каркасом и мощным двигателем (305 л.с.). Бóльшая часть технической «начинки» была позаимствована у классического Ford Mustang IV поколения. И главное — компания начала мелкосерийное производство этой машины. Так родилась легенда.
С 1995 года и по сей день ни один Женевский автосалон не обходится без очередной разработки Франка Ридеркнехта. От обычных спортивных автомобилей он ушел практически сразу после создания Rinspeed Roadster. Основной «фишкой» компании стала реализация необычных идей, о которых и пойдет речь.
Битва трансформеров
Одна из тщательно проработанных «тем» Rinspeed — автомобиль-трансформер. Из 17 (по числу прошедших автосалонов) моделей три представляют собой универсальные машины, способные приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Первой такой «игрушкой» был раздвижной автомобиль Rinspeed Presto (2002). За считанные секунды этот небольшой кабриолет раздвигается, превращаясь из трехметровой двухместной микролитражки в 3,7-метровый четырехместный автомобиль. Дополнительное место можно использовать также в качестве багажника. Это магическое превращение происходит благодаря электромотору и двум винтовым соединениям, которые, раздвигаясь, увеличивают длину Presto на 746 мм. Основной сложностью при разработке было обеспечение достаточной жесткости машины, тем более родстера. На всякий случай имеется механизм блокировки «раздвигателя», чтобы автомобиль не «разъехался» прямо во время движения.
Вторым трансформером стал Rinspeed Bedouin (2003) — спортивный четырехместный универсал, способный превращаться в не менее спортивный пикап.
Третьей подобной машиной стал Rinspeed iChange (2009). Внешне эта модель изменяется едва заметно, но ее внутреннее пространство способно адаптироваться под количество пассажиров. Когда пассажир один, машина принимает обтекаемую каплевидную форму и представляет собой классический суперкар. Когда необходимо «взять на борт» еще парочку, нажатием кнопки водитель приподнимает крышу iChange, освобождая место для двух дополнительных пассажиров. К слову, iChange — это электромобиль, который благодаря мощности 150 кВт и массе всего 1050 кг способен разгоняться до 220 км/ч.
Стоит заметить, что все без исключения концепты Rinspeed по качеству отделки, комфорту и функционалу не только не уступают «Майбахам"или "Ламборджини", но даже превосходят их. Правда, заказать себе индивидуальный Rinspeed получится вряд ли. Да и приобретение изготовленного в единственном экземпляре суперкара iChange или спортивного внедорожника Bedouin обойдется в непроизносимую сумму.
Машина для эгоиста
Второй любимый конек Франка Ридеркнехта — одноместные автомобили для эгоистов. Первую такую машину, Rinspeed Mono Ego, он представил еще в 1997 году. Mono Ego стал первым в истории одноместным автомобилем, который был сертифицирован для движения по дорогам общего пользования. Легкий алюминиевый корпус машины имитирует дизайн, присущий классическим гоночным автомобилям, стартовавшим в 1950-х годах в Индианаполисе, а 410-сильный двигатель разгоняет ее до сотни всего за 4,8 секунды.
Годом спустя Ридеркнехт представил на суд публики продолжение тренда — автомобиль Rinspeed E-Go Rocket. В принципе, эта машина послужила развитием модели Mono Ego, просто с другим дизайном.
Наконец, в 2001 году компания продемонстрировала концепт-кар Rinspeed Rone, одноместную машину, выполненную во вполне обыденном «суперкарном» дизайне. Основная хитрость крылась во внутренней начинке. Кокпит машины был укреплен на шарнирах и менял свое положение относительно шасси на поворотах и в заносах: такой «эффект» создает ощущение скорости, подобно тому как чувствует скорость мотоциклист. Кроме того, кокпит «вжимается» в кузов, понижая посадку водителя, при скоростях свыше 40 км/ч, а если машина разгоняется до 75 км/ч, кокпит достигает своей низшей точки. В принципе, максимальная скорость Rone не так и высока — 205 км/ч, но эффекты, достигаемые за счет подвижного кокпита, серьезно увеличивают выброс адреналина в кровь водителя.
Очень разные идеи
Чаще всего концепт-кары Rinspeed предназначены для активного отдыха. Наиболее характерным примером такого подхода стала модель 1999 года — Rinspeed X-Trem. Задача, которую поставил Ридеркнехт перед инженерами, звучала так: построить Абсолютно Универсальный Автомобиль для отдыха. Чтобы и на море, и на рыбалку, и в пустыни, и в леса. В общем, на все случаи жизни. И специалисты разработали пикап со встроенным в него универсальным краном. Причем крана в сложенном состоянии не видно вообще — он становится элегантным элементом дизайна автомобиля. К пикапу были разработаны ховер-крафт (катер на воздушной подушке), водный мотоцикл и скутер, которые можно погрузить в машину меньше чем за минуту. Впрочем, даже при полной загрузке 5,5-литровый двигатель «Мерседес» разгоняет пикап до 235 км/ч, что делает его не просто машиной для отдыха, но в какой-то мере гоночным автомобилем.
В 2004 году компания представила автомобиль-амфибию Rinspeed Splash, отличающуюся от прочих амфибий тем, что это машина на подводных крыльях! На дороге Splash выглядит как обычный спортивный автомобиль со спойлером странной формы. Но в воде спойлер поворачивается на 180° и оказывается под кормой амфибии; аналогично выдвигаются боковые крылья-панели, и автомобиль превращается в катер на подводных крыльях, причем по воде он может двигаться немногим медленнее, чем по суше, — со скоростью 80 км/ч! Splash может работать и как обычная амфибия, тогда ее скорость на воде достигает 50 км/ч. Продолжением идеи автомобиля-амфибии стал автомобиль-подлодка Rinspeed sQuba (2008).
Общие черты
Пожалуй, у автомобилей Rinspeed есть лишь одна общая черта — их экологичность. Начиная с 2001 года Франк Ридеркнехт отказался от мощных и вредных бензиновых двигателей и перешел на создание электромобилей и гибридов.
Вершиной экологической линии Rinspeed стала модель UC? (2010). UC расшифровывается как Urban Commuter («машина для города»). Крошечная машинка длиной всего 2590 мм не имеет ни педалей, ни руля: управление осуществляется при помощи джойстика, причем вести машину может как левый, так и правый пассажир. UC? — электромобиль, он способен разгоняться до 120 км/ч, а одной зарядки хватает на 100 км пробега. Для путешествий между городами Ридеркнехт разработал специальные железнодорожные вагоны. Владелец загоняет UC? в грузовой отсек; пока машина там заряжается, поезд едет в другой город, а владелец отдыхает в пассажирском отсеке. Впрочем, это уже фантастика: в первую очередь концепт будет заряжаться от обычной розетки и использоваться для ежедневных поездок по городу.
В Женеве-2011 Франк Ридеркнехт обещает представить новый электромобиль Rinspeed Bamboo, сделанный из особого экологичного композитного материала, состав которого пока не разглашается. Но по своим качествам он должен быть очень похожим на дерево.
Итак, Ридеркнехт продолжает веселить и удивлять мир. Каждый год посетители Женевского автосалона и просто автолюбители ждут, чем же порадует команда Rinspeed в этот раз. Предугадать невозможно: швейцарские оригиналы не любят повторяться. И это правильно.