В России появятся водородные и гибридные авиадвигатели. Но когда их ждать?
Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова (ЦИАМ) раскрыл планы по развитию новых силовых установок для летательных аппаратов. Агрегаты российской разработки будут включать в себя электрические и гибридные двигатели, включая моторы на водородном топливе.
«По завершении этих научно-исследовательских работ Россия вплотную приблизится к открытию опытно-конструкторских работ по созданию линейки ГСУ и ЭСУ (электрической силовой установки) для самолетов размерностью от 1 до 100 мест, в том числе для перспективных воздушных судов новых обликов: мультироторного типа, конвертопланов, вертикального взлета и посадки (аэротакси)», — прокомментировали в ЦИАМ РИА Новости ход работы над летными испытаниями летающей лаборатории Як-40ЛЛ с первым в мире электрическим авиадвигателем мощностью 500 кВт на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП).
На 2022 год запланированы отработки на летающей лаборатории «Сигма 4Э» с электродвигателем мощностью 80 кВт с литий-ионными аккумуляторами электрической силовой установки, а потом появится и водородная версия двигателя. Кроме того, на базе авиадвигателя ВК-2500 создается водородный агрегат.
«В планах ЦИАМ на этот год – начало работ над созданием ГСУ с кратно большей мощностью – 1,5-2,0 МВт. Ее особенностью станет использование не только более мощного привода на базе двигателя ВК-2500, но и применение жидкого водорода в качестве топлива и хладагента», — пояснили в ЦИАМ.
Ожидается, что демонстратор водородного самолета российской разработки может появиться после 2035 года. Он станет первым с 1988 года самолетом на водороде — тогда, напомним, в СССР проводились летные испытания двигателя НК-88 на водороде на базе самолета-лаборатории Ту-155.
Линейку гибридных и электрических двигателей, включая силовые установки на водороде, разрабатывают специалисты ЦИАМ