Роботы с женскими «лицами» больше нравятся людям. Ученые винят гендерные стереотипы
Для исследования эксперты попросили 170 добровольцев поделиться своими мыслями о взаимодействии с роботом. Участникам был предложен один из четырех сценариев взаимодействия с сервисным роботом, управляемым искусственным интеллектом, работающим в отеле.
В одном из сценариев их приветствовал служебный робот-мужчина по имени Алекс с лицом и телом, похожим на человеческое. Другой сценарий был разыгран точно так же, но вместо мужчины была женщина по имени Сара. В двух других сценариях роботы были разного пола и назывались по-разному, но не были похожи на человека. У них был интерактивный экран, а не «лицо».
Так команда обнаружила, что людям удобнее и комфортнее разговаривать с «женщиной»-роботом. Исследователь Субин Сео сказал, что, вероятно, это связано с гендерными стереотипами в служебных ролях. Люди привыкли, что испокон веков женщина «заботилась и играла обслуживающую роль».
Авторы работы отмечают, что пандемия коронавируса вызвала рост числа фирм сферы услуг, которые используют роботов в качестве официантов и хостес в отелях и ресторанах. Однако еще до пандемии гостиничная индустрия боролась с высокой текучестью кадров.
Профессор Сео сказал, что некоторые отели обратились к роботам для выполнения целого ряда функций, включая мытье посуды и уборку номеров, а также обслуживание клиентов.
Однако ученые считают, что замена людей-работников роботами с искусственным интеллектом любого пола поднимает много вопросов, требующих дальнейшего исследования. Вероятно, переходить на полную автоматизацию — плохая идея, так как у людей всегда будут возникать вопросы и потребности, которые роботы просто не смогут решить.
Чтобы вводить все больше роботов в нашу повседневную жизнь, нужно тщательно изучить, как они влияют на психологическое состояние