Москву и Санкт-Петербург в 2022 году свяжут беспилотные грузовики
В 2022 году в тестовом режиме должна начаться эксплуатация беспилотных грузовиков на федеральной автомобильной дороге М-11, более известной как скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург М-11 «Нева». Ожидается, что по итогам тестов к 2024 году беспилотные грузовики будут использоваться для перевозок между двумя столицами уже на коммерческой основе, а к 2030 году беспилотники задействуют для доставки грузов между Европой и Азией.
«Инициатива подготовлена с участием более 20 компаний, представляющих всех участников цепочки – разработчиков цифровых систем и сервисов, дорожной инфраструктуры, автопроизводителей и грузоперевозчиков. Наша цель – до конца этого года внести на рассмотрение правительства проект постановления о включении беспилотных магистральных грузоперевозок в режим "цифровых песочниц"" Этот инструмент открывает реальную возможность начать тестирование грузовиков в беспилотном режиме, одновременно отрабатывая новые нормы правового и технического регулирования, инновационные организационно-технические решения и логистические бизнес-модели», — заявил заместитель министра транспорта России, председатель набсовета ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Кирилл Богданов.
До 2030 года в России планируют адаптировать для беспилотных грузовиков около 20 тыс. км дорог. Начнётся всё с трассы М-11 «Нева», а затем модернизируют участки международного транспортного маршрута «Европа–Западный Китай», автодороги М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. Для снижения рисков при движении автономных грузовиков и исключения их заезда в городской трафик планируется создание специальных хабов и государственного центра управления трафиком беспилотников.
От использования беспилотных грузовиков ожидается получить увеличить коммерческую скорость доставки грузов — на М-11 доставка будет быстрее на четверть, а для поездок более одного дня за счёт движения в ночное время скорость вырастет на 150%. Рассчитывают также на 15% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний и достичь ежегодной экономии на стороне перевозчиков в размере 1,3 млрд руб, а беспилотные логистические коридоры к 2030 году принесут дополнительный доход бюджета страны в размере 0,7 млрд рублей и рост ВВП на 2,4 млрд руб. ежегодно.
Напомним, в настоящее время беспилотные автомобили можно эксплуатировать в 15 регионах России, но только в тестовом режиме — Москва и Татарстан стали первыми, где машину с автопилотом допустили на дороги общего пользования, а в 2020 году к ним присоединились Санкт-Петербург, Московская, Владимирская, Самарская, Нижегородская, Новгородская и Ленинградская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа, Краснодарский край и Чувашская Республика.
Беспилотные грузовики на трассе М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом должны появиться уже в 2022 году.