Авиадвигатели в России собираются ткать в 3D. Но это не точно
В 2021 году Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) проведёт испытания двух рабочих лопаток вентилятора двигателя ПД-14, чтобы сравнить две технологии изготовления и выбрать наиболее оптимальную для производства серийных силовых установок ПД-35. В качестве приоритетных вариантов выбраны препреговая технология (послойная выкладка композитного материала-полуфабриката в пресс-форму с последующей полимеризацией в автоклаве) и технология 3D-ткачества (формирование трёхмерного тканого армирующего каркаса с последующей пропиткой под давлением в пресс-форме и полимеризацией).
«Головным разработчиком двигателя ПД-35 – АО "ОДК-Авиадвигатель" – в 2020 году выполнен большой объём работ по отработке препреговой технологии, в том числе проведены испытания демонстрационного вентилятора в составе двигателя ПД-14. Создание технологии 3D-ткачества закреплено за разработчиком компрессора низкого давления двигателя ПД-35 – ПАО "ОДК-Сатурн". В настоящее время по технологии 3D-ткачества изготовлены конструктивно-подобные элементы и комплект рабочих демонстрационных лопаток вентилятора. В 2021 году запланировано проведение комплекса сравнительных испытаний рабочих лопаток вентилятора из ПМК, изготовленных по обеим технологиям», — пояснил заместитель генерального директора, генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин.
Полученный в ходе испытаний опыт ляжет в основу рабочей конструкторской документации на рабочую лопатку вентилятора в размерности двигателя ПД-35, а к 2022 году планируется изготовить уже первые образцы рабочих лопаток вентилятора. Для этого сейчас идёт подготовка всего необходимого инструментария и материалов. Как отмечают в ОДК, все компоненты для производства лопаток авиадвигателей будут отечественными.
Препрег или 3D-ткачество — в работе над новым российским авиадвигателем встал вопрос выбора технологий для изготовления лопаток.