Starliner готовится ко второму полёту к МКС. Boeing устранил проблемы с софтом
Первый космический полет корабля CST-100 Starliner, разработанного американским аэрокосмическим концерном Boeing, состоялся 20−22 декабря 2019 года и проходил в беспилотном режиме. Сначала бортовая электроника не смогла запустить двигатели, которые должны были доставить капсулу на МКС, затем Starliner потерял связь с Землёй и к моменту, когда её удалось восстановить, на борту уже не хватало топлива для полёта к МКС. В итоге пришлось сажать капсулу в пустыне Нью-Мексико на несколько дней раньше срока.
Выяснилось, что ошибки в софте вызвали сбой калибровок времени на космическом корабле и неправильному определению полётного времени. Эту проблему удалось решить достаточно оперативно, отправив и загрузив на Starliner патч во время его нахождения в космосе, но затем была выявлена другая недоработка, которая потенциально могла привести к проблемам в работе двигателей в момент разделения технического модуля и отсека с экипажем.
Тогда Boeing заявил, что проведёт проверку всех 1 миллиона строк программного кода на космическом корабле, а также изменят процедуру тестирования систем Starliner перед отправкой капсулы в космос. При этом в NASA отметили, что проблемы «носят фундаментальный характер и пока неизвестно, сколько ошибок в софте — две или несколько сотен». По итогам оценки Starliner и его полёта были подготовлены 80 рекомендаций.
21 совет касается усовершенствования процедур тестов и испытаний как узлов и агрегатов, так и корабля в целом и особенно программного обеспечения. Относительно софта подготовлено 10 отдельных рекомендаций, 35 советов предполагают доработку бортовой документации, по 7 рекомендаций подготовлено для решения проблем с полётным временем и для организационных процедур по работе со Starliner в целом.
К началу 2021 года проблемы с программным обеспечением удалось решить. Boeing сообщил, что весь софт был перепроверен, выявленные ошибки устранили, а по итогам работ провели несколько статических и динамических тестов. В итоге Starliner успешно прошёл повторную аттестацию для допуска к полётам в космос. В марте должен состояться второй тестовый запуск в беспилотном режиме и если он пройдёт штатно, то летом состоится тестовый пилотируемый полёт, а к концу года NASA планирует отправить на корабле Boeing астронавтов к МКС уже в рамках первого официального полёта.
Ранее сообщалось, что в состав первого экипажа Starliner войдут американцы Крис Фергюсон, Николь Манн и Майкл Финк, а во втором полёте на корабле Boeing к МКС будут отправлены астронавты Суни Уильямс, Джоша Кассады и Дженет Эппс.
Напомним, Boeing разрабатывает Starliner в рамках программы NASA под названием Commercial Crew Program (программа предполагает разработку частных американских космических аппаратов для доставки астронавтов на МКС; в программе также участвует компания SpaceX — она разрабатывает пилотируемый космический корабль Dragon V2). Космический корабль Boeing, как ожидается, сможет перевозить семь пассажиров и будет запускаться в космос при помощи ракеты-носителя Atlas V. NASA требует, чтобы Boeing провела беспилотный и пилотируемый полеты корабля, прежде чем аппарат смогут признать пригодным для выполнения регулярных рейсов к МКС.
Вместе с Crew Dragon к МКС должен начать летать и Starliner. Boeing обещает, что все проблемы с софтом устранены и корабль может участвовать в космических экспедициях.