Российские ученые создали уникальный сплав для авиационных двигателей
Такой сплав может быть востребован при создании газотурбинных двигателей нового поколения для авиации, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу БелГУ. Никелевые и титановые сплавы, по мнению экспертов, не могут обеспечить повышение показателя энергоэффективности двигателей. С недавнего времени перспективной заменой существующих высокотемпературных материалов рассматривают тугоплавкие высокоэнтропийные сплавы.
Эти сплавы обладают очень высокой прочностью при экстремально высоких температурах. В их состав входят 4-5 и более тугоплавких металлов, которые берутся примерно в равных долях, с добавлением алюминия и кремния. Большинство из этих сплавов обладают низкой пластичностью при комнатной температурой, а управлять структурой и свойствами материалов с помощью стандартных технологических методов зачастую невозможно.
Специалисты БелГУ решили проблему и создали тугоплавкий высокоэнтропийный сплав, который и прочен, и пластичен. Как отметили авторы разработки, материал мог совместить характеристики благодаря сложным взаимосвязям между составными элементами сплава.
«Проведенное исследование показало, что механические свойства нашего материала, состоящего из титана, ниобия, гафния и алюминия, могут быть точно "настроены" в процессе простой термической обработки. Например, для получения пластичного состояния необходимо провести высокотемпературный отжиг. В свою очередь, последующий отжиг при более низкой температуре повышает прочность сплава на 50% при комнатной и повышенной температурах без значительной потери пластичности», — рассказал в пресс-релизе научный сотрудник лаборатории объемных наноструктурных материалов НИИ материаловедения и инновационных технологий БелГУ Никита Юрченко.