Автопроизводителя имени Теслы обвинили в наглом мошенничестве
Специализирующаяся на финансовой аналитике и исследованиях рынка компания Hindenburg Research выпустила поистине огромный отчет о своем расследовании деятельности и заявлений как всей корпорации Nikola, так и ее основателя Тревора Милтона (Trevor Milton). По мнению аналитиков, подавляющее большинство заявлений, сделанных этим человеком не имеют под собой никаких фактических оснований либо являются намеренным искажением фактов. Иными словами, водородных тягачей можно не ждать, шестилетняя красивая пиар-кампания — фарс, а вся организация — финансовый пузырь.
Надо отдать должное аналитикам, информации в их статье действительно много. Основных тезисов более двадцати и к каждому из них есть развернутое объяснение с косвенными или прямыми доказательствами. Претензий по существу несколько:
- Продемонстрированного в 2016 году грузовика Nikola One не существовало даже в виде функционирующего прототипа. Это подтверждают анонимные собеседники Hindenburg Research из самой компании, а также более ранняя публикация в Bloomberg. Для съемок своего знаменитого видео с «дорожным тестом» тягача, его отбуксировали на пустынную дорогу и спустили вниз с возвышенности. В машине не было ни топливных ячеек, ни электродвигателей, это было лишь шасси с кабиной и частью оборудования. Чтобы проверить, возможно ли такое провернуть, «детективы» даже нашли место съемок и лично съездили туда на своем кроссовере Honda — легковушка, двигаясь на нейтральной передаче, разогналась на дистанции в 3 300 метров до 90 километров в час.
- Никаких оригинальных технологий для электромобилей Nikola не разрабатывает и не производит. Обещанные революционные батареи планировалось купить у сторонней компании ZapGo Ltd., однако уникальных аккумуляторов у нее никогда и не было. Директор данной фирмы даже «засветился» в СМИ за полгода до анонсирования сотрудничества с Nikola — его судили за то, что используя средства со служебного счета в NASA он оплачивал услуги проституток. Ни ранее известные факты мошенничества, ни отсутствие обещанной технологии в природе не помешали Милтону продолжать гнуть свою палку о невероятной эффективности «создаваемых» его компанией батарей.
- На снимках и видеозаписях с демонстрации прототипов аналитики увидели инверторы производства Cascadia Motion. Хотя во всех своих заявлениях Тревор утверждает, что Nikola разрабатывает эти узлы самостоятельно.
- Водородные топливные ячейки Nikola планировала получать от подразделения Volvo, однако это сотрудничество также развалилось, а новых источников столь необходимой технологии у компании нет.
- Несколько раз Милтон заявлял, что его подчиненным удалось разработать способ снижения себестоимости водорода на 81%. Этот момент является ключевым во всей идее создания грузового транспорта на данном виде топлива. От стоимости, а также удобства доставки водорода до заправочных станций зависят перспективы успеха концепции Nikola. Однако компания не производит газ и ни разу не демонстрировала никаких прототипов или хотя бы презентаций с подробностями своего революционного метода.
- Сам Тревор давно вывел большую часть собственных средств из Nikola, а в последние месяцы от акций этой компании отказались несколько ключевых партнеров — Worthington, Bosch и ValueAct. По мнению аналитиков, это говорит о том, что в корпоративной среде уже появились подробности о реальном положении дел в «грузовом конкуренте Tesla».
Помимо этих пунктов, сотрудники Hindenburg Research описывают множество менее значительных, на первый взгляд, нестыковок в словах Милтона, который регулярно меняет мнение и отрицает ранее сказанное или сделанное. В своем послесловии они отмечают, что никто не совершенен и все могут оговариваться, но когда на протяжении шести лет подряд компания не выдает ни одного практического результата, а ее руководитель постоянно путается в своих обещаниях — это подозрительно.
Самый любопытный момент во всем отчете — ремарка о том, что Hindenburg Research после завершения расследования открыли короткую позицию по акциям Nikola (шорт). С одной стороны, это может говорить о том, что «компропат» на компанию лишь является способом заработать денег и гарантированно «уронить» бумаги NKLA. Однако, есть и другая версия, которая выглядит сложнее: аналитики решили своими средствами подкрепить собственные слова. Ведь если в отчете написана правда, акции могут больше и не вырасти, а значит Hindenburg Research ради истины рискует не только репутацией, но и деньгами.
Ситуация обостряется тем, что акции Nikola за один день заметно упали в цене, а Комиссия по ценным бумагам США (SEC) уже заинтересовалась происходящим. Если Hindenburg Research уличат в манипуляции поведением рынка, организации грозят серьезные последствия. Тревор Милтон, в свою очередь, заявил в Twitter, что аргументированно ответит по всем пунктам, но в течение суток, так никакого развернутого опровержения и не дал. Зато некоторые записи, на которые ссылались аналитики были удалены из социальной сети.
В настоящий момент Nikola планирует производить свои грузовики на мощностях корпорации General Motors, с которой уже налажено сотрудничество. У этого крупнейшего американского автоконцерна есть и технологии создания батарей. По одной из версий, Тревор раскрутил свою компанию и не беспокоится о материальном подкреплении обещаний, так как «традиционные» автоконцерны все равно купят бренд, чтобы на его основе противопоставить что-то Tesla в резко меняющемся мире, где «зеленые» машины становятся все перспективнее.