Создан генератор вежливости

Исследователи из Университета Карнеги — Меллона разработали автоматический метод, делающий общение более вежливым.
Создан генератор вежливости
Louis Rémy Sabattier

Разработанный метод перерабатывает не очень вежливые указания или запросы, придавая им более мягкую стилистику путем изменения структуры или замены отдельных слов. В результате, например, вместо «пришлите мне эти данные» получается «не могли бы Вы, пожалуйста, прислать мне эти данные».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам разработчиков, метод может быть очень востребован в целом ряде случаев, в частности, при электронной переписке, создании чат-ботов или ведении блога. И это, конечно, не первая попытка создать подобную систему, однако то, чего не хватало до сих пор — это достаточного количества «вежливых» данных.

Авторы метода смогли решить эту проблему, взяв данные из электронной переписки сотрудников техасской компании Enron. Она обанкротилась в 2001 году в результате крупного скандала, связанного с фальсификацией отчетности, тогда же были публикованы и полмиллиона внутрикорпоративных писем, которые затем не раз использовались в различных исследовательских проектах.

Но даже с такой базой данной создать генератор вежливости оказалось не самой простой задачей. Поскольку вежливость, как говорит руководившая научной группой Шримаи Прабхумойе, это не просто слова «спасибо» и «пожалуйста», это особая стилистика языка — менее прямая и директивная. К тому же представления о вежливости сильно варьируются от культуры к культуре, и поэтому исследователям пришлось ограничиться пока только северо-американским английским.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из переписки Enron разработчикам удалось извлечь 1,39 миллиона предложений с признаками вежливости, которые затем были отдельно проанализированы, чтобы выявить частоту упоминания и распределение отдельных слов в вежливых и невежливых фразах. После чего был создан механизм «вежливой» трансформации — сначала он помечает невежливые слова и предложения, а затем генератор текстов заменяет их. При этом смысл самой фразы не меняется.

Правда, сначала система пыталась просто вставлять слова «пожалуйста» и «спасибо», полагая при этом, что многократное их повторение приведет к увеличению степени вежливости фразы. Но по мере обучения она освоила достаточно сложные вежливые обороты, и результат стал вполне реалистичным.