ДОСААФ России вернет к полетам легендарный Ми-4
Обычно, «Попмех» пишет о том, как в России восстанавливают самолеты, чаще всего в Новосибирском государственном техническом университете. Мы рассказывали о реставрации сразу трех «Чаек» И-153, а также о полете пролежавшего 60 лет в болоте штурмовика Ил-2. И даже о том, как студенты воссоздают редчайший САМ-5-бис не имея в распоряжении ни документации, ни чертежей, только несколько фотографий и описания современников машины. На этот раз пришла очередь не менее легендарных вертолетов.
Первая военно-транспортная винтокрылая машина советской армии — Ми-4 — верой и правдой служила с начала 1950-х по самый конец 1980-х. Этот аппарат был создан на заре отечественной вертолетной индустрии, а потому оказался не лишен множества «детских болезней». Тем не менее, его роль трудно переоценить, поэтому, как пишет РИА «Новости», российский ДОСААФ уже завершает наземные испытания восстановленного вертолета Ми-4. Особенностью реставрации данного экземпляра является использование только оригинальных деталей, что достаточно трудно реализовать.
По словам председателя оборонного общества Александра Колмакова, запчасти пришлось собирать буквально по всей стране. Авиаторы из Щелкова помогали с лопастями несущего винта, а лопасти хвостового были присланы из Киржача. Работы ведутся с 2015 года и в скором времени Ми-4 поднимется в воздух. Когда это произойдет, пожалуй, он станет единственным летающим вертолетом этой модели в России, а может и в мире. Единственная страна, где данный тип винтокрылых машин до сих пор стоит на вооружении — Северная Корея, но как там обстоят дела с летающей техникой доподлинно не знает никто.
История Ми-4 примечательна и показательна. Он был первым массовым советским вертолетом гражданского и военного применения среднего класса грузоподъемности (Ми-1 мог поднять скромные 255 кг), на нем впервые отрабатывались многие технические решения. И не только они — правила полетов и эксплуатации такой техники тоже писались на крови летчиков и пассажиров Ми-4. К сожалению, за время «жизни» данной модели произошло множество аварий, в основном, всего по трем типам причин: конструктивные недоработки, разгильдяйство обслуживающего персонала и ошибки или пренебрежение техникой безопасности в полете.
Добавлено 13 апреля. Восстановлением борта занимается Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ (МАРЗ), расположенный в подмосковном поселке Федуново.