Сверхпроводниковый авиадвигатель прошёл стендовые испытания в МАИ
Устройство, созданное кафедрой «Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы» с прицелом на использование в перспективных летательных аппаратах, должно помочь снизить вредные выбросы при одновременном увеличении КПД, а также оптимизировать расходы на содержание авиапарка.
«Технологию можно назвать прорывной, так как аналогов в России и практически во всём мире не существует. Были попытки сделать машины, где есть только обмотка якоря на переменном токе статора, но они не увенчались успехом. Нам же удалось сделать полностью сверхпроводниковую машину. Сверхпроводники, хорошо зарекомендовавшие себя в работе на постоянном токе, до сих пор применялись только в обмотках роторов, индукторов. Применение сверхпроводниковых материалов способно повысить удельную мощность электродвигателей при охлаждении азотом выше 10 кВт/кг. А при более низкой температуре охлаждения – поднять её вплоть до 30-50 кВт/кг, что делает реальным создание полностью электрического самолёта. Имеется в виду организация системы электродвижения и привода воздушных винтов», — отметил д.т.н. Константин Ковалёв.
Во время тестов учёные МАИ экспериментально подтвердили расчётные данные о том, что даже на переменном токе при температурах жидкого азота сверхпроводники обладают малыми потерями и позволяют применять их в обмотках якоря. Полученная информация поможет российским учёным в дальнейшей разработке новых электрических машин для перспективных силовых установок.