Российские дороги покроют «суперасфальтом»
Как сообщают «Известия» со ссылкой на источник в «Росавтодоре», методология объёмного проектирования дорожного покрытия с рабочим названием «суперасфальт» будет включена в ГОСТ, для чего по заказу Федерального дорожного агентства уже ведётся разработка соответствующего стандарта. «Суперасфальт» позволяет подобрать смесь с техническими характеристиками под конкретные условия эксплуатации в зависимости от климата субъекта РФ и транспортных нагрузок.
Он основан на методах высокотехнологичного проектирования Superpave, применяемых в Евросоюзе и США. Особое место занимает методология выбора вяжущего материала, который придаёт асфальту долговечность. Состав тестируют в лаборатории с учётом транспортной нагрузки дороги и максимально высоких и низких температурных колебаний за последние 20 лет в конкретном районе строительства. Другая особенность системы — использование местных материалов (песок, щебень) и повторное использование старого покрытия при приготовлении асфальтобетона.
Экономия будет достигаться за счёт повторного использования материалов и снижения трат на логистику. Межремонтные сроки для дорог, построенных с применением «суперасфальта», увеличатся с 4-5 лет до 12, а капитальный ремонт будет проводиться раз в 24 года — вдвое реже, чем сейчас. В «Росавтодоре» подчеркнули, что прежняя методика подбора и оценки качества асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128 морально устарела и уже не позволяет добиться существенного увеличения сроков службы дорожных покрытий.
С применением нового метода уже построено более сотни участков федерального и регионального значения, в основном в Московской области и Северо-Западном федеральном округе России. В частности, «суперасфальт» использовался на участках трасс А-114 Вологда–Тихвин, М-5 «Урал», А-108 «Московское большое кольцо», на подходе к Крымскому мосту со стороны Керчи и на 190-километровом участке трассы «Таврида», открытом для движения в конце 2018 года.
В ближайшие два года, по данным «Росавтодора», по технологии «суперасфальта» планируется уложить ещё тысячу километров дорог. Впрочем, заведующий кафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев обратил внимание на опасность слепого копирования американской методологии. По его словам, технология требует всестороннего анализа и учёта российских условий – внедрять «суперасфальт» без соответствующей адаптации не следует.