Новый робот умеет летать, ездить, ходить и даже больше
Робот-трансформер, получивший название M4 (Multi-Modal Mobility Morphobot), разработан командой из Калифорнийского технологического института. Он может катиться на четырех колесах, превращать свои колеса в роторы и летать, стоять на двух колесах, «ходить», используя свои колеса как ноги, использовать два ротора для преодоления крутых склонов на двух колесах и многое другое. Ученые рассматривают робота, как исследовательскую платформу, но надеются, что будет полезен при поисково-спасательных работах
По словам Мори Гариба, профессора аэронавтики Калифорнийского технологического института робот с таким широким набором возможностей нашел бы широкое применение — от транспортировки раненых людей до исследования других планет.
Гибкость робота в сочетании с искусственным интеллектом позволяет ему выбирать, какая форма передвижения будет наиболее эффективной в зависимости от того, какая местность перед ним. Если M4 исследует незнакомую среду, он может начать движение на четырех колесах, что является его наиболее энергоэффективным режимом (и самым быстрым). Достигнув препятствия, например, валуна, он может встать на два колеса, чтобы осмотреть препятствие и получить более четкое представление о местности впереди. Если он увидит, например, овраг, который колесный робот преодолеть не может, он «превратит» свои колеса в роторы, перелетит через овраг и продолжит движение.
«При столкновении с неизвестной средой успеха могут добиться только те роботы, которые способны перепрофилировать свои мультимодальные компоненты с помощью искусственного интеллекта», — говорит Гариб.
На видео робот M4 едет по дороге, а потом взлетает с помощью четырех роторов, расположенных внутри его колес. Caltech
Одной из ключевых особенностей M4 является его способность перепрофилировать свои колеса в «ноги» или роторы. Когда M4 нужно встать на два колеса, два из четырех колес разворачиваются горизонтально, и встроенные в них пропеллеры поднимают робота и обеспечивают его баланс в вертикальном положении. Когда M4 нужно лететь, все четыре колеса разворачиваются горизонтально и пропеллеры поднимают робота в воздух.
Шарниры в узлах колес позволяют M4 совершать шагающие движения. Пока это самая медленная и неустойчивая форма движения робота. Но ученые рассчитывают, робот научится эффективно передвигаться по пересеченной местности, где колесному роботу не проехать.
На дизайн M4 большое влияние оказала природа: Гариб и его коллеги были вдохновлены тем, как птицы чукар (вид куропаток) используют хлопанье крыльев для создания рычага при беге по крутым склонам, как морские львы используют свои ласты для различных видов локомоции на море и на суше.
Если робот-трансформер еще и научится все делать достаточно быстро, цены ему не будет. Пока он все-таки сильно тормозит.